Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

НЕОМОДЕРН КАК ВОЗМОЖНОСТЬ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-31-43

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждаются возможности философской концептуализации неомодерна как рефлексивного и культурного горизонта будущего. Поиск условий возможности неомодерна методологически опирается на онтологическое прочтение трансцендентальной феноменологии. Материалом и предметом такого поиска выступает проблема соотношения историчности и пост-истории. Главный вопрос, на который должна дать ответ трансцендентальная феноменология, состоит, во-первых, в определении философского содержания неомодерна, во-вторых, в понимании возможных форм существования и/ или векторов развития пост-исторического общества. Помимо этого, феномену нравственности отводится место в процессах возобновления трансцендентальной мысли в поиске выхода из пост-истории к истории как истории человека. В этих целях исследование фокусируется на понятии границы в чистой феноменологии Гегеля и понятии границы субъективности в онтологически понятой трансцендентальной феноменологии. В этом существенным является актуализация в пост-истории открытого Кантом принципа ответственности разума за способ полагания границы с иным. В сравнении двух способов толкования границы выявляется причина внутреннего разлада проекта модерна - отсутствие такого полагания границы субъективности человека, в котором инаковость иного выступает детерминацией свободы в мире явлений природы. Поэтому следует рассмотреть возможность включения сакрального аспекта иного в имманентность радикально историчного проживания конечного сущего. Результатом исследования стало понимание задачи возобновления работы гегелевского понятия негативности в составе полагающей деятельности разума в его трансцендентальном и экзистенциальном аспектах. В пространстве жизненного мира самоотнесённость и самообоснование разума предстаёт как историчность самотемпорализации индивида. Для разума возможность самополагания в будущее из ситуации пост-истории предстаёт как кенотическое вовлечение и движение сакральных детерминаций.

Об авторе

И. В. Гибелев
ООО НПО «Интел-Ком»
Россия


Список литературы

1. Агамбен Дж. Открытое. М.: РГГУ, 2012. 112с.

2. Альтицер Т. Смерть Бога. Евангелие христианского атеизма. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2010. 224 с.

3. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т.3. М.: Мысль, 1981. 613с.

4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х т. Т.1. М.: Мысль, 1970. 501 с.

5. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000, 495 с.

6. Иваненко А.А. Современное немецкое гегелеведение о роли и месте «Феноменологии Духа» в системе философии Гегеля // PHILOSOPHIA PERENIS MMVIII. Альманах Санкт-Петербургского общества классической немецкой философии. СПб.: СПбПГУ, 2008. С. 86-96.

7. Кант И. К вечному миру // Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Том I. Трактаты и статьи (1784-1796). М.: Ками, 1993. C. 363-547.

8. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение // Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Том I. Трактаты и статьи (1784-1796). М.: Ками, 1993. С. 127-147.

9. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб.: Наука, 2003. 541 с.

10. Михайлов Ф.Т. Homo Sapiens: культура и натура его бытия [Электронный ресурс]. [http://www.riku.ru/lib/fil_zk/mihaylov1.htm, (дата обращения: 18.02.2018).

11. Михайлов Ф.Т. Кормчие звёзды // Логос живого и герменевтика телесности. М.: Академический Проект; РИК, 2005. С. 230-251.

12. Румянцев О.К. Воспроизведение и конструирование в европейской мысли // Метаморфозы разума в европейской культуре: к философским истокам современных проблем образования. М.: Прогресс-Традиция. 2010. С. 350-410.

13. Румянцев О.К. История как антропогенез // Логос живого и герменевтика телесности. М: Академический Проект; РИК, 2005. С. 118-173.

14. Теоретическая культурология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. 624 с.

15. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995. 479 с.

16. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003. 416 с.

17. Хайдеггер М. Гегель. 1. Негативность. Разбирательство с Гегелем в ракурсе вопроса о негативности (1938-1939, 1941). 2. «Введение» в «Феноменологию Духа» (1942). СПб.: Владимир Даль, 2015. 320 с.

18. Цзиенцян Ц. Низкие потребности японцев: зачем же жить? [Электронный ресурс]. [https://inosmi.ru/social/20180210/241410792.html (дата обращения: 18.02.2018).

19. Черняк Л.С. Вечность и время: возвращение забытой темы. М.; СПб.: Нестор-История. 2014. 696 с.


Для цитирования:


Гибелев И.В. НЕОМОДЕРН КАК ВОЗМОЖНОСТЬ. Концепт: философия, религия, культура. 2018;(1):31-43. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-31-43

For citation:


Gibelev I.V. NEOMODERN AS OPPORTUNITY. Concept: philosophy, religion, culture. 2018;(1):31-43. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-31-43

Просмотров: 96


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)