Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

КАТЕГОРИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СУЩНОСТИ И УГРОЗЫ В ФИЛОСОФСКИХ И РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ РЕЛИГИИ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-44-51

Аннотация

В статье проведен анализ проблемы угрозы, исходящей от религии как социального явления, которой уделяли внимание многие мыслители и исследователи религии, признававшие её универсальный характер, но по-разному оценивавшие её сущность. Авторы доказывают, что, несмотря на общее признание универсальности религиозного мировоззрения, исследования религии представляют широкую палитру мнений относительно её возможной опасности, как для отдельного верующего, так и для широких социальных групп. Используя сравнительный и феноменологический метод, авторы пытаются показать, что источником представлений о религии как угрозе была разница между внешними социальными проявлениями религии и её духовной сущностью, скрытой от внешнего наблюдения.При этом реальная социальная практика взаимодействия общества и государства с религиями выстраивается согласно принципу, разделяющему религии на «свои» и «чужие», что отражается на процессе осмысления проблемы религиозной безопасности в истории философии и религиоведения, где многие основывались на авторских системах ценностей, носящих метафизический характер. Это стало фундаментом дискурса между апологетами и критиками религии, многие из которых основывались на ангажированных и фрагментарных представлениях о сущности и угрозе религии. Анализ содержания данного дискурса показывает, что чаще всего он возникает как предсказуемая реакция на те вызовы, которые бросают религии обществам, где господствуют альтернативные ценности. Однако данный вызов и последующий за ним конфликт, в котором подвергается осмыслению и концептуализации терминология, связанная с угрозой религии, можно расценивать как конфликт конфессиональных интересов в рамках того или иного религиозного пространства, а не как войну против безжалостных заговорщиков. Она должна проводиться против тех, кто под религиозными лозунгами совершает реальные социальные преступления. Важно отметить и ещё один момент, который заключается в том, что в большинстве современных стран, на наш взгляд, должен развиваться дискурс, связанный с обсуждением угрозы той или иной, «своей» или «чужой», традиционной или нетрадиционной религии. Однако фактором его развития должно стать общественное внимание к религиозной сфере, деятельностные участники которой, подвергаясь обсуждению и контролю, должны будут, благодаря общественному давлению, непрерывно трансформировать и совершенствовать свою социальную политику.

Об авторах

А. В. Жуков
Забайкальский государственный университет
Россия


А. А. Жукова
Забайкальский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

2. Гегель Г. Философия религии. М.: Мысль, 2001. 532 с.

3. Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М.: Высшая школа, 1989. 189 с.

4. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира // Сочинения в 6 томах. М.: СОЦЭКГИЗ, 1964. Т. 2. С. 381-426.

5. Маркс К., Энгельс Ф. О религии и борьбе с нею: в 2-х тт. Т. I. М.: Политиздат, 1933. С. 13-42.

6. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада: В. Соловьев, К. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов. М.: Республика, 2007. 477 с.

7. Мюллер М. Введение в науку о религии. М.: Высшая школа, 2002. 264 с.

8. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. М.: АСТ, 2008. 256 с.

9. Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Информационные войны в бизнесе и политике: теория и методология. М.: Академический проект, 2007. 336 с.

10. Barker E. Who`d be a Moonie // The social Impact of NRM / B.R. Wilson (ed). N.Y., 1980. P. 59-96.

11. Barthes R. The Rhetoric of the Image. M.: Progress, 1989. 616 p.

12. Eliade M. Myth and Reality. N. Y.: Harper & Row, 1963. 217 p.

13. Kelley D. Why Is the Conservative Church Growing?: A Study in the Sociology of Religion From a New Prospective. Macon: Mercer University Press, 1986. 639 p.

14. Lifton R.J. Technology «brainwashing». Psychology of totalitarianism. M., SPb.: Прайм-Еврознак, 2005. 576 p.

15. Nietzshe F. The Will to Power: An Attempted Transvaluation of All Values // The Complete Works Friedrich Nietzsche. L.: T.N. Foulis, 1910-1914. Vol. XIV. 410 p.

16. Patrick T.T. Let our children go. N.Y.: Ballantine, 1976. 265 p.

17. Reale D., Antiseri D. Western philosophy from its origins to the present day. SPb.: Petropolis, 1994. T. 1. 336 p.

18. Richardson J.T. An Oppositional and General Conceptualization of Cult // The Annual Review of the Social Sciences of Religion. 1978. V. 2. P. 29-52.

19. Rona T. Weapons Systems and Information War. Seattle, Washington: Boeing Aerospace Company, 1976. 71 p.

20. Schleiermacher F. On Religion: Speeches to Its Cultured Despisers. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 128 p.

21. Tillich P.J. Christianity and the Encounter of the World Religions. N.Y.: Columbia University Press, 1963. 97 p.

22. Weber М. The Theory of Social and Economic Organization: monograph. N.Y.: The Free Press, 1947. P. 101-496.


Рецензия

Для цитирования:


Жуков А.В., Жукова А.А. КАТЕГОРИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СУЩНОСТИ И УГРОЗЫ В ФИЛОСОФСКИХ И РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ РЕЛИГИИ. Концепт: философия, религия, культура. 2018;(1):44-51. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-44-51

For citation:


Zhukov A.V., Zhukova A.A. CATEGORIZATION OF RELIGIOUS ESSENCE AND THREAT IN PHILOSOPHICAL AND THEOLOGICAL CONCEPTS OF RELIGION. Concept: philosophy, religion, culture. 2018;(1):44-51. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-44-51

Просмотров: 585


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)