Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Культурные компоненты жизнеспособности научного сообщества

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-7-16

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается новое для отечественной науки понятие «жизнеспособность научного сообщества». Актуальность введения в научный оборот данного понятия обосновывается как внешними причинами (реформа науки), так и внутренними (необходимость рефлексии научно-организационных процессов). При этом именно термин «жизнеспособность» («resilience») представляется наиболее адекватным для описания внутринаучных процессов, так как позволяет описывать не только отдельного учёного, но и научное сообщество в целом. Данный тезис иллюстрируется кратким обзором исследований по жизнеспособности организаций и жизнеспособности семьи. Сравнение предлагаемого понятия с категорией «субъект» показало, что для научного психологического сообщества основные критерии группового субъекта (взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов в группе, способность группы проявлять различные формы совместной активности, способность группы к саморефлексии) могут быть успешно применены, но являются недостаточными для проведения конкретных эмпирических исследований. Термин «жизнеспособность научного сообщества» необходимо рассматривать во временном континууме, выделяя характерные признаки в зависимости от исторической эпохи. Проводить конкретные исследования предлагается в следующих областях: отношение учёных к финансированию, научно-организационная культура, отношение учёных к будущему и формирование позитивного образа будущего, социальные представления о науке и взаимодействие со СМИ. Отношение к финансированию раскрывается через отношение к своему финансовому положению, а также через изучение дилемм стабильного/конкурсного финансирования. Научно-организационная культура изучена через культуру научных публикаций, способ образования учреждений науки и их структурных подразделений. В заключении состояние современного психологического сообщества оценивается через кризис жизнеспособности в противовес кризису идентичности.

Об авторе

К. Б. Зуев
РАН
Россия

Зуев Константин Борисович — начальник отдела по связям с общественностью

129366, Москва, ул. Ярославская, 13, к. 1.



Список литературы

1. Артемьева О.А. 2015. Научное сообщество как субъект научной деятельности. Психологический

2. журнал. 36(5). С. 95-103.

3. Артемьева О.А. 2015. Социально-психологическая детерминация развития российской психологии в

4. первой половине XX столетия. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН». 534 с.

5. Двойнин А.М. 2016. Кризис в психологии или внутри нас самих? Вопросы психологии. № 1. С. 45-54.

6. Двойнин А.М. 2015. Кризис психологии или кризис идентичности российских психологов? Психоло-

7. гический журнал. 36 (6). С. 94-107.

8. Емельянова Т.П. 2016. Социальные представления: История, теория и эмпирические исследования.

9. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН». 476 с.

10. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. 2016.

11. Отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН». 755 с.

12. Журавлев А.Л. 2009. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы.

13. Психологический журнал. 30 (5). С. 72-80.

14. Зуев К.Б. 2018. Библиометрический анализ современных исследований жизнеспособности семьи.

15. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки.

16. № 1. С. 99-102.

17. Зуев К.Б. 2016. Культура научных публикаций в России и западных странах на примере психологии.

18. Инициативы XXI века. № 3-4. С. 57-60.

19. Лактионова А.И. 2017. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. Москва: Изд-во

20. «Институт психологии РАН». 236 с.

21. Махнач А.В. 2012. Жизнеспособность как междисциплинарное понятие. Психологический журнал.

22. (6) С. 84-98.

23. Махнач А.В. 2017. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке.

24. Психологический журнал. 38 (4). С. 5-16.

25. Нестерова А.А. 2015. Жизнеспособность родителей, воспитывающих ребёнка с аутизмом. Семья,

26. брак и родительство в современной России. Выпуск 2. Под ред. А.В. Махнача, К.Б. Зуева. Москва: Изд-во

27. «Институт психологии РАН». С. 265-273.

28. Нестик Т.А. 2016. Жизнеспособность группы как социально-психологический феномен. Институт

29. психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 1 (2). С. 29-61 URL:

30. http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document214.pdf (дата обращения: 07.09.19).

31. Нестик Т.А. 2014. Социальная психология времени. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН».

32. с.

33. Позняков В.П. 2012. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совмест-

34. ной жизнедеятельности. Психологический журнал. 33 (5). С. 5-15.

35. Постылякова Ю.В. 2016. Семейные ресурсы и индивидуальная жизнеспособность кандидатов в за-

36. мещающие родители. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные

37. аспекты. Отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН». С. 425-440.

38. Юревич А.В. 2013. Социальная психология научной деятельности. Москва: Изд-во «Институт пси-

39. хологии РАН». 447 с.


Для цитирования:


Зуев К.Б. Культурные компоненты жизнеспособности научного сообщества. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(4):7-16. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-7-16

For citation:


Zuev K.B. Cultural Components of Resilience of a Scientific Community. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(4):7-16. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-7-16

Просмотров: 122


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)