Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Концептуализация стратегий презентации образа России: история и эволюция (коммуникативные аспекты)

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-135-146

Полный текст:

Аннотация

Предметом данного исследования является эволюция концептуального оформления официальных установок, определяющих принципы презентации образа России на международной арене, и их научное сопровождение. Культурное значение смены приоритетов коммуникативной стратегии прослеживается путём сравнительного анализа концепций (1) «внешнеполитического имиджа» и (2)«объективного восприятия». Актуальность подобного сопоставления диктуется необходимостью установления связи текущих изменений официальной риторики с теми культурными трансформациями, которые находят выражение в конструировании внешнеполитического образа. Материалом исследования послужили ключевые внешнеполитические документы Российской Федерации, созданные за период 2000 – 2019 гг., а также ряд кейсов, отражающих взаимодействие различных институтов в процессе формирования образа России за рубежом. Отдельное внимание уделено институту публичной дипломатии в контексте нового понимания цели и задач применения такого инструмента, как «мягкая сила». С точки зрения перехода от «имиджа» к «объективному образу» проанализирована деятельность средств массовой коммуникации, нацеленных на международную аудиторию. С этой целью рассмотрено проведение таких мегамероприятий, как Зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году и Чемпионат мира по футболу FIFA 2018, а также их освещение в национальных и международных медиа. В результате проведённого исследования обоснован вывод о том, что в условиях информационного противостояния Россия вынужденно изменила стратегию презентации, отказавшись от стремления к созданию позитивного имиджа в пользу установки на формирование основ объективного восприятия своего образа со стороны иностранных контрагентов. Тем самым доказано, что коммуникативный потенциал страны, проанализированный сквозь призму риторики официальных внешнеполитических документов, демонстрирует существенный сдвиг в пользу более традиционных для России культурных ценностей. Например таких, как установка «быть, а не казаться».

Об авторе

Е. В. Колокольцева
МГИМО МИД России
Россия

Колокольцева Екатерина Владимировна — аспирант кафедры Дипломатии

119454, Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Булгаров M.A., Тонян M.H., Кутовая A.A. 2017. К вопросу о сущности понятия имидж страны. World

2. Science Problems and Innovations: сборник статей победителей IX Международной научно-практиче-

3. ской конференции: в 2 частях. С. 110-113.

4. Ведерникова М.И. 2017. Политтехнологические и методологические возможности мягкой силы для

5. корректировки имиджа России в европейских странах. Дневник Алтайской школы политических ис-

6. следований. № 33. С. 101-106.

7. Гаджиев Д.В.О. 2017. Характеристика основных компонентов, формирующих имидж страны. Акту-

8. альные вопросы права, экономики и управления: сборник статей VII Международной научно-практи-

9. ческой конференции. С. 56-58.

10. Калинина O.A. 2012. Телеканал Russia Today как инструмент формирования образа для других.

11. Художественная культура. 3 (4). C. 5. URL: http://artculturestudies.sias.ru/2012-3/sotsialnaya-filosofiya-isotsiologiya/

12. html (дата обращения: 11.11.2020).

13. Качур A.C. 2017. СМИ как инструмент формирования имиджа страны и социальных настроений на-

14. селения. Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 9-1. С. 161-164.

15. Кашлев Ю.Б., Галумов Э.А. 2003. Информация и PR в международных отношениях. Москва:

16. Известия. 432 с.

17. Козулин B.H. 2017. Проблема привлекательности образа страны: рассуждения о возможностях ис-

18. пользования мягкой силы для оптимизации имиджа России. Дневник Алтайской школы политических

19. исследований. № 33. С. 137-142.

20. Королева А.А. 2015. Стратегия «мягкой силы» в формировании внешнего имиджа России и Испа-

21. нии. Право и управление. XXI век. 1 (34). C. 97-103.

22. Кумышева P.M. 2018. Теоретические и методологические основы конструирования имиджа страны.

23. Наука и научный потенциал – основа устойчивого развития общества: сборник статей по итогам

24. Международной научно-практической конференции. С. 99-102.

25. Лебеденко В.Ю. 2004. О национальной идентичности и создания имиджа России. Международная

26. жизнь. 4-5. С. 192-195.

27. Пажвак С.Б. 2018. Грузино-осетинский конфликт (2008 г.) и формирование политических стерео-

28. типов в СМИ Грузии. Новая парадигма социально-гуманитарного знания: сборник научных трудов по

29. материалам Международной научно-практической конференции. С. 16–17.

30. Русяева М.М. 2017. Образ России в Германии в немецких СМИ вне политического дискурса. XIII

31. Державинские чтения в республике Мордовия: мат-лы Всерос.науч.-практич. конф. (Саранск, 21 апр.

32. ; в 2-х частях. Ч. 2. Саранск: ЮрЭксПрактик. С. 204-208.

33. Щеглова О.Г. 2017. Политический имидж государства и его влияние на экономический рост стра-

34. ны. Актуальные вопросы развития мировой и модернизации российской экономики: сборник научных

35. трудов. С. 35-39.

36. Чернышов Ю.Г. 2017. Многозначность понятий мягкая сила и имидж страны: к итогам дискуссии.

37. Дневник Алтайской школы политических исследований. № 33. С. 4-9.


Для цитирования:


Колокольцева Е.В. Концептуализация стратегий презентации образа России: история и эволюция (коммуникативные аспекты). Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(4):135-146. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-135-146

For citation:


Kolokoltseva E.V. Conceptualizing the strategies of representing the image of Russia: History and Evolution (communicative aspects). Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(4):135-146. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-135-146

Просмотров: 56


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)