Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Школа в советской живописи 1950-х гг.: репрезентация педагогической модели

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-158-169

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена теоретико-культурной интерпретации советской живописи конца 40-х–50-х гг., изображающей советскую школу. Основная задача данного исследования состоит в том, чтобы на основании анализа ряда картин, написанных в СССР в указанный период, выявить основные функции, выполняемые данной тематической группой произведений. С этой целью в статье была проанализирована большая группа произведений советской живописи, посвящённых школе. Выбор временного периода обусловлен тем, что в конце 1940-х гг. происходила значительная трансформация живописи социалистического реализма, сопровождавшаяся рядом изменений в советской культуре, в том числе и в образовательной модели, применявшейся в советской школе. В ходе анализа был использован методологический инструментарий визуальных исследований, позволивший выделить не только идеологические мотивы советской «школьной живописи», но и имплицитно присутствующие в ней педагогические стратегии, сформировавшиеся в середине ХХ в. и направленные на реализацию социальной политики советского государства. Также был выделен ряд функций советской «школьной живописи»; к числу наиболее значимых из них относятся трансляция ключевых идеологем советской культуры 1950-х гг., манифестация идеологической значимости школы, репрезентация новой социальности школьного пространства, а также изображение тех качеств, которые советская школа должна была формировать в учениках. В статье приведены примеры картин, изображающих наиболее значимые для советской «школьной живописи» сюжеты. Теоретико-культурная интерпретация «школьной живописи» осуществлялась на основании выделенных функций и состояла в том, чтобы установить культурную и идеологическую значимость того или иного сюжета, соотнося его с социокультурным контекстом, сформированным в советской идеологии, педагогической теории и образовательной модели. С этой целью была проанализирована деятельность советского государства как в области организации школьного образования, так и в области развития искусства, ориентированного на изображение школы и школьников.

Об авторах

О. В. Беззубова
Санкт-Петербургский горный университет
Россия

Беззубова Ольга Владимировна — кандидат философских наук, доцент

199106, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21 линия, 2



П. А. Двойникова
СПбГУ
Россия

Двойникова Полина Алексеевна — студент института философии

199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9



А. В. Смирнов
СПбГУ
Россия

Смирнов Алексей Викторович — доктор философских наук, доцент кафедры культурологии, философии культуры и эстетики

199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9



Список литературы

1. Андреева Е.Ю. 2019. Труд и перекур в искусстве СССР 1940-х–начала 1960-х годов. Логос. 29 (1).

2. С. 233-242. https://doi.org/10.22394/0869-5377-2019-1-233-241

3. Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики. 2010.

4. Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та. 301 с.

5. Беляева Г.А., Михайлин В.Ю. 2015. Советское школьное кино: рождение жанра. Острова Утопии.

6. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е). Москва: Новое ли-

7. тературное обозрение. С. 549-596.

8. Боннелл В. 2009. Репрезентация женщины в ранних советских плакатах. Визуальная антропология:

9. режимы видимости при социализме. Москва: ООО «Вариант», ЦСПГИ. С. 245-271.

10. Голомшток И.Н. 1994. Тоталитарное искусство. Москва: Галарт. 296 с.

11. Гройс Б. 1993. Стиль Сталин. Утопия и обмен. Москва: Знак. С. 11-112.

12. Димке Д.В. 2012. Детство внутри утопических проектов: концепция и технологии. Вестник Томского

13. государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 1 (17). С. 11-23.

14. Добренко Е.А. 2007. Политическая экономия соцреализма. Москва: Новое литературное обозрение.

15. с.

16. Келли К. 2004. Школьный вальс: повседневная жизнь советской школы в постсталинское время.

17. Антропологический форум. № 1. С. 104-155.

18. Кукулин И.В. 2015. «Воспитание воли» в советской психологии и детская литература конца 1940-х–

19. начала 1950-х годов. Острова Утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной

20. школы (1940—1980-е). Москва: Новое литературное обозрение. С. 152-190.

21. Майофис М.Л. 2015. Предвестия «оттепели» в советской школьной политике позднесталинско-

22. го времени. Острова Утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы

23. (1940—1980-е). Москва: Новое литературное обозрение. С. 35-106.

24. Маслинский К.А. 2016. Истоки пионерской дисциплины: отмена и возвращение наказаний в совет-

25. ской школе. Историко-педагогический журнал. № 4. С. 76-85. https://doi.org/10.17853/2304-1242-2016-4

26. Паперный В.З. 1985. Культура «Два». Ann Arbor (Mich): Ardis. 338 с.

27. Струков В. 2013. Локоть – рычаг социализма: визуальные стратегии советской индустриализации.

28. Теория моды: одежда, тело, культура. № 1. С. 173-196.

29. Фатеев А.В. 2007. Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР. Москва:

30. МАКС-ПРЕСС. 347 с.

31. Хасянов О.Р., Кабытов П.С., Галимова Л.Н. 2019. Художественное наследие А.А. Пластова как визу-

32. альный источник по истории колхозной деревни периода сталинизма. Научный диалог. № 11. С. 457-

33. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-11-457-470

34. Янковская Г.А. 2008. «Обаяние» банальности. Советская повседневность в изобразительном искус-

35. стве 1940–1950-х гг. Очевидная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия. Челя-

36. бинск: Каменный пояс. С. 427-436.


Рецензия

Для цитирования:


Беззубова О.В., Двойникова П.А., Смирнов А.В. Школа в советской живописи 1950-х гг.: репрезентация педагогической модели. Концепт: философия, религия, культура. 2020;4(4):158-169. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-158-169

For citation:


Bezzubova O.V., Dvoinikova P.A., Smirnov A.V. School in the Soviet Painting of the 1950s: Pictorial Representation of Ideological Strategie. Concept: philosophy, religion, culture. 2020;4(4):158-169. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-4-16-158-169

Просмотров: 511


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)