Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

НАСИЛИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ СВ. АМВРОСИЕМ МЕДИОЛАНСКИМ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-63-73

Полный текст:

Аннотация

Христианство как мировая религия является одним из важных аспектов мирового историко-культурного развития. Рассматриваемая в его контексте тема применения насилия имеет междисциплинарный характер, затрагивая сферы культуры, истории, этики, религиоведения, социологии и политологии. Несмотря на хронологическую удалённость эпохи, когда жил св. Амвросий Медиоланский (IV век), его суждения не утратили актуальности в связи с их догматической верностью и каноничностью церковных устоев, а также ролью войн и насилия в истории и современности человечества. Имя св. Амвросия Медиоланского часто упоминается в медиевистических трудах в связи с возникновением концепции «справедливой войны» (bellumjustum). Однако его суждения о проблеме войн и насилия в христианском обществе, несмотря на их лаконичность (у епископа вовсе нет сочинений, посвященных непосредственно войне), более глубоки. Автором показывается приоритетное значение взаимосвязи насилия со смысловой мотивацией его применения во взглядах епископа. Этот аспект, к сожалению, исследователи часто обходят своим вниманием, сосредотачиваясь лишь на переходе от идей христианского пацифизма к легализации войны. Воззрения св. Амвросия представлены в историко-культурном контексте событий, происходивших в IV веке в Римской империи. Характеристика сложных цивилизационных процессов, радикальная трансформация статуса Церкви на государственном уровне, а также особенности антимилитаристской традиции раннего христианства позволяют более глубоко представить сложность и важность проблемы насилия, вставшей в тот период перед Церковью. Именно св. Амвросий Медиоланский впервые показал путь её решения, который стал основой теологической мысли в католической и православной традициях вплоть до настоящего времени. Поэтому рассматриваемая нами тема имеет вневременной характер, связывая историко-культурную традицию прошлого и современные реалии.

Об авторе

А. Г. Смирнов
Московский педагогический государственный университет
Россия


Список литературы

1. Августин Аврелий. О граде Божием // Творения 4 т.: Т.4 / Сост. С.И. Еремеева. Т. 3-4. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИМН-ПРЕСС, 1998. 592 с.

2. Аверинцев С.С. Другой Рим: избранные статьи. СПб.: Амфора, 2005. 366 с.

3. Адамов И.И. Святитель Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. 583 с.

4. Амвросий Медиоланский. Две книги о покаянии и другие творения. М.: Учебно-информ. экуменический центр ап. Павла, 1997. 205 с.

5. Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей / Пер. с латин. Г. Прохорова. М.; Рига: Благовест, 1995. 379 с.

6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические / В русском переводе с параллельными местами и приложением. Перепеч. с Синод. изд. 1912 г. М.: Российское библейское общество, 2016. 1217 с.

7. Бойцов М.А. Покаяние императора: Феодосий I и Амвросий Медиоланский // Вестник древней истории. М.: Наука, 2009. № 2. С. 21-48.

8. Бородин О.Р. Отношение к войне и миру в христианстве эпохи ранней патристики (формирование христианского пацифизма) // Византийские очерки. М.: Индрик, 1996. С. 116-130.

9. Гроций Г. О праве войны и мира / Пер. с латин. А.Л. Саккетти, общ.ред. С.Б. Крылова. М.: Ладомир, 1994. 868 с.

10. Димитрий Ростовский, св. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих - Миней: В 12т. М.: Синод. типография,1902-1914. Т. 2 - 642 с., Т. 3 - 830 с., Т.4 - 866 с.

11. Казаков М.М. Епископ и империя. Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. Смоленск: Траст-Имаком; СГУ, 1995. 336 с.

12. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Пасхальная весть. М.: Никея, 2015. 320 с.

13. Мусин А.Е. Церковь. Общество. Власть. Взаимные отношения Церкви, общества и государства по учению ранних отцов и учителей Церкви I - III вв. Опыт патрологического исследования. Петрозаводск: Кругозор, 1997. 191 с.

14. Контамин Ф. Война в Средние века. СПб.: Ювента, 2001. 410 с.

15. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: // http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 20.02.2018).

16. Панафидин И.А. Justumbellum как философская традиция морального ограничения войны // Актуальнi проблеми духовностi. 2014. №15. С. 159-174.

17. Соловьев В.М. Три разговора о войне, прогрессе и конце мировой истории, со включением краткой повести об антихристе // Спор о справедливости. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. С. 451-584.

18. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 736 с.

19. Dennis G.T. Defenders of the Christian People: «Holy war» in Byzantium // The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World / Ed. by A.E. Laiou, R.P. Mottahedeh. Washington: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2001. P. 31-39.

20. Flori J. L’idéоlogie du glaivе: Prechistoire de la chevalerie. Geneve: Librairiedroz, 1983. 205 p.


Для цитирования:


Смирнов А.Г. НАСИЛИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ СВ. АМВРОСИЕМ МЕДИОЛАНСКИМ. Концепт: философия, религия, культура. 2018;(1):63-73. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-63-73

For citation:


Smirnov A.G. VIOLENCE AND CHRISTIAN CULTURE: INTERPRETATION OF THE PROBLEM OF SV. AMBROSE OF MILAN. Concept: philosophy, religion, culture. 2018;(1):63-73. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-63-73

Просмотров: 131


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)