Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Представляю номер

Полный текст:

Аннотация

«Поэзия вещей» — концепт, который едва ли может быть отнесён к строгим научным понятиям, закрепившимся в гуманитарном знании. Вместе с тем, он демонстрирует завидный эвристический потенциал, поскольку очень точно схватывает суть культуры — стремление выйти из «натурального ряда» событий, не теряя связи с реальностью, «вещностью вещей». Спору нет, поэзия как устремлённость к запредельному несоизмерима с «позитивным знанием», недаром ещё Аристотель разделил науки теоретические, практически и творческие. Но что изучает культурология, если не версии самобытности культур сквозь призму вариативности отношений человека с «не-вещным», но воплощённым в «вещах», смыслом? Парадоксы cultural studies раскрываются в этой призме (в том числе) как попытка соизмерить несоизмеримое; совместить стремление достоверно изучить последовательности процессов и явлений, характерное для позитивного знания, и «воздушную» поэтическую устремлённость. Первая составляющая этой контрарной пары суждений о специфике культурологического знания фиксируется понятием «культурный код», вторая заключена в концепте «поэзия вещей». Их соединение даёт то «взрывное» противоречие, из которого способно родиться движение исследовательской мысли. Именно это движение представляют, на мой взгляд, статьи, собранные под рубрикой «Тема номера»: «Культурный код поэзии вещей». Воплощённое в нарративе музейного пространства (статьи Алины Ворониной «Нарратив музейного пространства в конструировании исторической памяти» и Елены Гуровой «Выставка «Твоя вещь — наша история» как отражение тенденций современного датского общества») многоуровневое противоречие «вещь — поэзия» раскрыто в разговоре о культурном коде как специфике исторических (Елена Гринина, Татьяна Балматова, «К вопросу о соотношении коллективного и индивидуального начал в культуре фламенко (середина XVIII — первая четверть ХХ в.)») и современных (Елена Смольская и Анна Бартенева, «Поэзия и её читатель в цифровую эпоху») интерпретаций соотношения поэтического и вещного. Углубляясь в поиски ответа на вопрос о том, что отличает отношения смысла и вещи в наше время, Дарья Литова в статье «Трагические последствия капиталистической системы образов» / The Tragic Consequences of the Capitalist Imagery уточняет специфику современности через понятие цифровой разрыв и связанные с ним культурные практики потребительской и пост-потребительской системы образов и представлений, определяющих ценностный выбор и поведение принадлежащих им людей.

Об авторе

Ю. П. Симонов (Вяземский)

Россия


Для цитирования:


Симонов (Вяземский) Ю.П. Представляю номер. Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(1):6-7.

For citation:


Simonov (Viazemsky) Yu.P. Presenting the Issue. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(1):6-7. (In Russ.)

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)