Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-84-94

Полный текст:

Аннотация

Актуальность выявления аксиологических оснований методов модернизации отечественного образования продиктована необходимостью прогнозирования среднесрочных и долгосрочных результатов этого процесса. Модернизация как феномен культуры и идеологический проект представляет собой неоднозначное явление. Закономерный процесс поиска новых решений в сфере управления динамикой его развёртывания отражает стремление преодолеть объективные трудности, с которыми сталкивается общество, наиболее эффективным образом. Образование - один из ключевых механизмов воспроизводства культуры, - оказалось в этой связи в числе площадок инновационного развития, наиболее интенсивно критикуемой с разных сторон. И поскольку именно в образовании наиболее остро проявляют себя объективные противоречия, основанные на разнице целеполагания различных социальных групп, которые обеспечивают продвижение тех или иных аксиологических моделей перспективного развития, уместно проанализировать их ключевые проблемы, столкнувшиеся в ходе их обсуждения и критики. Если обратиться к теории социального конструирования, то выявление аксиологических оснований модернизации образования позволит проследить, в какой мере каждая из основных моделей соответствует решению общих социальных задач и в то же время насколько она соответствует идеям формирования свободной и ответственной личности, столь необходимой в качестве движущей силы в решении этих задач. Среди доминирующих моделей следует указать, прежде всего, на апелляцию значительной части общества и «модераторов перемен» к традиционным ценностям отечественной культуры. Сегодня можно констатировать, что без учёта ориентации значительной части общества на признание абсолютного характера «традиционных ценностей» невозможно реализовать амбициозные задачи его модернизации. С другой стороны, образование - не только механизм трансляции культурного наследия. Оно должно решать задачи, соответствующие новым реалиям общественного развития. Поэтому не менее значительная часть общества поддерживает установку на поиск «новых ценностей» - например, связанных с информационной грамотностью населения, компьютеризацией производства и т.п. Детальный анализ показывает, что эти «крайние» группы - условные консерваторы и условные новаторы - не находятся в отношении дихотомического деления. Скорее, множества составляющих их граждан находятся в отношениях пересечения. Отсюда вывод: перспективной задачей становится поиск такой платформы, которая оптимальным образом совмещала бы традицию и новацию, наполняя процесс модернизации образования новыми смысловыми акцентами.

Об авторах

Ю. Д. Мишин
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия


О. А. Дёмина
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия


П. М. Постников
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия


Список литературы

1. Britannica. Настольная иллюстрированная энциклопедия в 2-х т. М.: Изд-во Астрель, 2009. Т. I - 1184 c., Т. II - 1141 с.

2. Глаголев В.С. Стратегия непрерывного образования в российских вузах: подводные камни. // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: Материалы международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы модернизации высшей школы», 6-7 февраля 2014. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. С. 27-32.

3. Большая книга восточной мудрости. М.: ЭКСМО, 2014. 800 с.

4. Тарасова Н.В. Европейский опыт развития системы образования в контексте Болонского процесса. М.: ФИРО, 2009. 68 с.

5. Капица С.П. Мозги у нас от Бога // Аргументы и факты. 2006. №30.

6. Калинкин Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования. М.: Высш. шк., 1990. 144 с.

7. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т.: Т IX. М.: Мысль, 1990. 525 с.

8. Силантьева М.В. Метаморфозы социальных организмов в свете трансформации культурных границ: глобальные следствия модернизационных процессов // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №6(27). С. 206-210.

9. Костомаров В.М., Бургвиц А.Г. Основоположник теории гидродинамического трения в машинах Н.П. Петров. М.: Машгиз, 1952. 235 с.


Для цитирования:


Мишин Ю.Д., Дёмина О.А., Постников П.М. МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ. Концепт: философия, религия, культура. 2018;(1):84-94. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-84-94

For citation:


Mishin Y.D., Dyomina O.A., Postnikov P.M. MODERNIZATION OF THE HIGHER EDUCATION AND NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA. Concept: philosophy, religion, culture. 2018;(1):84-94. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-84-94

Просмотров: 90


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)