Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Миссия выполнима: православные батюшки-блогеры

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-44-59

Полный текст:

Аннотация

В настоящей статье автор представляет результаты эмпирического исследования популярных православных русскоязычных блогеров, медиа практики которых нацелены на цифровое миссионерство и катехизацию. Исследование проведено в методологической рамке концепции коммуникативных фигураций Андреаса Хеппа с использованием методов кейс-стади, экспертного и полевого интервью, онлайн текстового анализа. Результаты проделанного исследования показали, что онлайн ниша православных священников-блогеров существует уже полтора десятка лет. За эти годы сформировались медиа практики миссионерства, катехизации и проповеди, осуществляемые преимущественно через социальные сети VK.com, Живой Журнал, Instagram и каналы YouTube. Священнические блоги, насчитывающие десятки тысяч подписчиков, предлагают созвучный современности язык обращения к аудитории с целью миссионерства и катехизации. Они привлекают аудиторию, разнообразную по возрасту, полу и странам проживания русскоязычной сети акторов. Одним из прямых следствий медиатизации практик катехизации и миссионерства является продвижение нового образа священника и новой версии взаимодействия священник–мирянин. Не ограниченные консервативными рамками офлайн прихода и храма, священники–блогеры имеют возможность сформировать собственную аудиторию — обратиться к определённому поколению, выбрать стиль и контент проповеди или свидетельства веры. В свою очередь, аудитория выбирает священника-блогера сообразно своим интересам и формам желаемого религиозного участия. Православные священники-блогеры стремятся к консолидации усилий, к продвижению разных форм свидетельства веры в онлайн пространстве.

Об авторе

Е. А. Островская
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Россия

Елена Александровна Островская — доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии



Список литературы

1. Luchenko K. Orthodox Online Media on Runet: History of Development and Current State of Affairs // Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media. — 2015. — No 14. —

2. Pp. 123–132.

3. Гришаева Е.И. Традиционалистские православные медиа: структура дискурса и особенности функ- ционирования / Е.И. Гришаева, В.А. Шумакова // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2018. — No 2. — С. 291–308. — DOI: 10.14515/monitoring.2018.2.17.

4. Digital orthodoxy in the post-Soviet world : the Russian Orthodox Church and Web 2.0 / ed. Suslov M. — Stuttgart : Ibidem-Verlag, 2016. — 321 p.

5. Гришаева Е.И. Интернет в православном приходе: особенности взаимодействия православных пользователей с интернет-технологиями / Е.И. Гришаева, А.Г. Бусыгин // Научный результат Социоло- гия и управление. —2020. —T. 6, No 1. — C. 3–15. — DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-1-0-1.

6. Богданова О. Медиатизация пастырства в Русской православной церкви: предпосылки формиро- вания сайтов с вопросами священнику // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2020. — Т. 38, No 2. — С. 207–234. — DOI: 10.22394/2073-7203-2020-38-2-207-234.

7. Морозов Е.М. Образ священника в средствах массовой информации // Мониторинг обществен- ного мнения: экономические и социальные перемены. — 2016. No 6. — С. 184–193. — DOI: 10.14515/ monitoring.2016.6.10.

8. Островская Е.А. Медиапрактики русскоязычных ортодоксальных евреев: женские группы и рав- винские блогов Facebook и Instagram // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2020. — Т. 38, No 2. — С. 263–292. — DOI: 10.22394/2073-7203-2020-38-2-263-292.

9. Хепп А. Исследование коммуникативных фигураций медиатизированных миров в условиях «то- тальной медиации» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2020. — Т. 38, No 2. — С. 98–123. — DOI: 10.22394/2073-7203-2020-38-2-98-123.

10. Hepp A. Deep mediatization. — Abingdon, Oxon ; New York, NY : Routledge, 2020. — 248 p.

11. Hepp A. Human interaction and communicative figurations. The transformation of mediatized cultures and societies / A. Hepp, U. Hasebrink // Mediatization of Communication. Handbooks of Communication Science vol. 21. / ed. Lundby K. — Berlin, Boston : DE GRUYTER, 2014. — P. 260–262. —

12. DOI: 10.1515/9783110272215.249.

13. Hasebrink U. How to research cross-media practices? Investigating media repertoires and media ensem- bles / U. Hasebrink, A. Hepp // Communicative Figurations Working Paper. — 2016. — No 15. —

14. p. — URL: www.kommunikative-figurationen.de (Accessed: 17 March 2021).

15. Hepp A. Researching Transforming Communications in Times of Deep Mediatization: A Figurational Ap- proach / A. Hepp, U. Hasebrink // Communicative Figurations. — Cham : Springer International Publishing, 2018. — Pp. 15–48. — DOI: 10.1007/978-3-319-65584-0_2.

16. Heckathorn D.D. Extensions of Respondent-Driven Sampling: Analyzing Continuous Variables and Con- trolling for Differential Recruitment // Sociological Methodology. — 2007. — Vol. 37, No 1. —

17. P. 151–208. — DOI: 10.1111/j.1467-9531.2007.00188.x.

18. Volz E. Probability Based Estimation Theory for Respondent Driven Sampling / E. Volz, D.D. Heckathorn // Journal of Official Statistics. — 2008. — Vol. 24, No 1. — P. 79–97.


Для цитирования:


Островская Е.А. Миссия выполнима: православные батюшки-блогеры. Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(1):44-59. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-44-59

For citation:


Ostrovskaya E.A. Mission Possible: Russian Orthodox Priest Blogs. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(1):44-59. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-44-59

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)