От премодерна до наших дней: хиджаб иранских женщин как перформатив
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-110-120
Аннотация
Статья посвящена вопросу женской мусульманской одежды в Иране, отношениям и нормам, с которыми связана одежда. Настоящее исследование охватывает обсуждение хиджаба, регулирование одеяний государством и самими женщинами, начиная с шахской эпохи (до первой конституции Ирана и после её принятия) и заканчивая современным этапом. Методологически работа опирается на культурологический подход, рассматривающий представления, нормы, отношения и нарративы. В данном случае, в центре внимания исследователя находятся дискурсы, конструирующие предписания и нормы. Взяв на вооружение теоретический аппарат перформативной теории Дж. Батлер, автор рассматривает ношение хиджаба как конкретный гендерный перформатив, который конструирует и репрезентирует личность. Центральный исследовательский вопрос заключается в том, каким образом использование иранскими женщинами одежд, скрывающих тело, взятое как гендерный перформатив, связано с конкурирующими дискурсами в иранском обществе и как следование предписываемой «норме» ношения хиджаба даёт женщинам свободу действий на практике. Предполагается, что картина принуждения женщин слишком проста: на деле ношение хиджаба определено не только доминирующими дискурсами. Скорее, женщины как активные агенты могут изменять эти нормы, следуя обязанности ношения хиджаба, делать это по-своему, отклоняясь от нормы и изменяя её. В разные эпохи хиджабу придавались разные символические значения, начиная от скромности, отсталости, национализма, революционности и заканчивая демонстрацией протеста. Нормативность хиджаба, навязанная исламскими властями в домодерном Иране, исчезла вместе с секуляризацией государства до революции 1979 г., но после вернулась — сначала как вызов государству, а потом вновь как навязанный императив — и в конечном счете была адаптирована современными женщинами. Таким образом, хиджаб в Иране нагружен большим культурным и политическим значением, и в каждом дискурсе (религиозном или секуляризованном) сигнализирует либо о субъектности женщины, либо о её маргинальном статусе, разделяет одетых и неодетых в хиджаб, правильно и неправильно носящих это одеяние. Навязанное, упраздненное и вновь навязанное ношение хиджаба в русле различных дискурсов, однако, не столь успешно с точки зрения утверждения тотальной нормы. Данные свидетельствуют: сегодня иранские женщины, имея доступ к образованию и мировым СМИ, могут рефлексировать по поводу собственной идентичности и формировать её. В наши дни практики ношения хиджаба, ориентирующиеся на моду и стиль, представляют собой следование формальному правилу, которое само по себе противостоит навязанной норме. Укладываясь в исламский постулат о закрытом теле, новый модный хиджаб отклоняется от рамок, продиктованных долговременной политикой исламского Ирана, и тем самым, как ни парадоксально, угрожает исламскому дискурсу. Именно поэтому новшества в традиционном одеянии рассматриваются на высоком уровне как скрытая мягкая война, навязанная Ирану западной культурой. Главный вывод таков: между практикой ношения хиджаба женщинами — действующими субъектами и устойчивостью доминирующего дискурса существует диалектическая связь.
Об авторе
Л. Хадем Максус ХоссейниРоссия
Лейла Хадэм Максус Хоссейни — кандидат культурологии, независимый исследователь
Список литературы
1. Butler J.P. Bodies that Matter : on the Discursive Limits of “Sex.” — New York ; London : Routledge, 2011. XXX, — 219 p.
2. Butler J.P. The Psychic Life of Power : Theories in Subjection. — Stanford, CA : Stanford University Press, 1997. — 218 p.
3. Giddens A. Modernity and Self-identity : Self and Society in the Late Modern Age. — Stanford, Calif. : Stanford Univ. Press, 1991. — 256 p.
4. Sedghi H. Women and Politics in Iran : Veiling, Unveiling, and Reveiling. — Cambridge : Cambridge University Press, 2007. — XVI, 341 p.
5. Beck L. Women in Iran from 1800 to the Islamic Republic / L. Beck, G. Nashat — Urbana : University of Illinois Press, 2004. — XIII, 288 p.
6. Nashat G. Women and Revolution in Iran. — Boulder : Westview Press, 1983. — IX, 301 p.
7. Ghorashi H. Identities and the Sense of Belonging: Iranian Women Activists in Exile // Refugees and the Transformation of Societies : Agency, Policies, Ethics and Politics / ed. F. Essed, G. Freeks, J. Schrijvers — New York ; Oxford : Berghahn Books, 2004. — P. 106–121.
8. Sullivane Z. Eluding the Feminist, Overthrowing the Modern? Transformations in Twentieth-Century Iran // Global feminisms since 1945 / ed. Smith B.G. — London ; New York : Routledge, 2000. — P. 235–264.
9. Milani F. Words not Swords : Iranian Women Writers and the Freedom of Movement. — New York : Syracuse University Press, 2011. — XXIV, 345 p.
10. Moallem M. Between Warrior Brother and Veiled Sister : Islamic Fundamentalism and the Politics of Patriarchy in Iran. — Berkeley : University of California Press, 2005. — IX, 269 p.
11. Bucar E.M. Islamic Veil — a Beginners Guide. — Oxford : Oneworld, 2012. — 224 p.
12. Khosravi S. Young and Defiant in Tehran. — Philadelphia, Pa. ; Oxford : University of Pennsylvania Press, 2009. — 224 p.
13. Amer S. What is Veiling? — Chapel Hill : University of North Carolina Press, 2017. — XII, 234 p.
14. Elmesky R. The Power of Resistance : Culture, Ideology and Social Reproduction in Global Contexts / R. Elmesky, C.C. Yeakey, O. Marcucci. — Bingley, UK : Emerald Publishing, 2017. — XX, 487 p.
15. Khomeini I.R. Sahifeh-e Nur. Vol. 6. — Published by Tab-o-Nashr, 2001. — 324 p. (In Persian)
16. Ebadi S. Iran Awakening : a Memoir of Revolution and Hope / S. Ebadi, A. Moaveni — New York: Random House, 2006. — XVI, 232 p.
17. Appelrouth S. Sociological Theory in the Contemporary Era: Text and Readings / S. Appelrouth, L.D. Edles. — Thousand Oaks, Calif. ; London : Pine Forge Press, 2010. — 676 p.
18. Honarbin-Holliday M. Becoming Visible in Iran : Women in Contemporary Iranian Society. — London ; New York: I.B. Tauris, 2013. — XII, 205 p.
19. Cronin S. The Making of Modern Iran : State and Society under Riza Shah, 1921-1941. — London ; New York : Routledge, 2003. — 312 p.
20. Asghar T.J. Good Hijabi, Bad Hijabi: The Politics of Women’s Clothing in Iran // Journal of Georgetown University-Qatar Middle Eastern Studies Student Association. — 2015. — Vol. 2015, No1. — 10 p. — DOI: 10.5339/messa.2015.10.
21. Shirazi. The Veiling Issue in 20th Century Iran in Fashion and Society, Religion, and Government // Religions. — 2019. — Vol. 10, No 8. — P. 461. — DOI: 10.3390/rel10080461.
22. Bicharanlu A. Main Ways of Absorbing Audience in Three Satellite TV Channels // Motaleat-e resanehaye novin. — 2016. — No 33. — P. 57–90. (In Persian)
23. Khodadadi J. The Role of Cultural Elements and Media in Women’s Hijab / J. Khodadadi, K. Ahmadi // Zanan va Khanevade. — 2016. — No 33. — P. 7–22. (In Persian)
24. Basiri M. Soft War Against Iran // Motaleat e Godrat e Narm. — 2012. — No 5. — P. 151–177. (In Persian)
25. Jones R.B. Postcolonial Representations of Women : Critical Issues for Education. — Dordrecht : Springer, 2011. — VIII, 234 p.
26. Nye J.S. Soft Power : the Means to Success in World Politics. — New York : Public Affairs, 2004. — XVI, 191 p.
Рецензия
Для цитирования:
Хадем Максус Хоссейни Л. От премодерна до наших дней: хиджаб иранских женщин как перформатив. Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(1):110-120. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-110-120
For citation:
Khadem Makhsuos Hosseini L. Iranian Women’s Veiling as a Gender Performance: Since Premodern Era to the Current Age. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(1):110-120. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-110-120