Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Нарратив музейного пространства в конструировании исторической памяти

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-146-156

Полный текст:

Аннотация

Сегодня в научном сообществе широкое распространение получило такое междисциплинарное направление, как «memory studies», уделяющее пристальное внимание не столько историческим событиям как таковым, сколько изучению представлений общества о своём прошлом. Следуя в русле «memory studies», автор данного исследования обратился к актуальной теме репрезентации исторической памяти в пространстве современного музея. В статье предпринята попытка оценить значение музейного нарратива в формировании исторической памяти. С этой целью изучена экспозиция конкретного музея — музея Мологского края, яв- ляющегося филиалом Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Этот музей расположен в Ярославской области и посвящён истории затопления значительных территорий близлежащего Мологского края и города Мологи в 1940х гг. при строительстве Рыбинской ГЭС. Уникальность музея определяется также тем фактом, что он был основан по инициативе граждан, в основном — переселенцев из затопленного региона. Опираясь на работы исследователей в области исторической памяти, в особенности П. Нора, автор статьи считает возможным характеризовать данный музей как своеобразный тип «музея памяти». В отличие от классического исторического музея, здесь в представлении событий прошлого делается акцент на эмоциональное звено. Пространство музея Мологи также может быть рассмотрено как исторический нарратив, который уместно интерпретировать сквозь призму идей Х. Уайта. В заключении автор приходит к выводу, что представленный в музее образ затопленного города напрямую связан с травматическим характером социальной памяти переселенцев в духе теории французского историка П. Нора. Транслируя нарратив травмирующего опыта предшествующих поколений в актуальном коммуникативном пространстве, музей Мологи преобразуется таким образом из «классического» музея в «место памяти».

Об авторе

А. И. Воронина
МГИМО МИД России, Москва, Россия
Россия

Воронина Алина Ильдаровна — аспирант кафедры мировой литературы и культуры Факультета международной журналистики



Список литературы

1. Божченко О.А. Историческая память как форма музейной рефлексии // Вестник Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — No 3. — С. 112–116.

2. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. — 2005. — No 2-3. — С. 8–27.

3. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. — Санкт-Петербург : Изд-во Санкт- Петербургского ун-та, 1999. — С. 17–50.

4. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и полит. идентичность в высоких культу- рах древности. — Москва : Яз. слав. культуры, 2004. — 363 с.

5. Репина Л.П. Память и историописание // История и память: историческая культура Европы до на- чала Нового времени. — Москва : Кругъ, 2006. — С. 19–46.

6. Ростовцев Е.А. Музей и историческая память в современной России / Е.А. Ростовцев, И.В. Сидор- чук // Вопросы музеологии. — 2014. — No 2. — C. 16–21.

7. Роиже Х. Музеология и память о прошлом: Образы Гражданской войны в экспозициях испанских музеев // Вопросы музеологии. — 2013. — No 1. — C. 100–115.

8. Лебедева О. Одно прошлое — две памяти: сравнительный анализ экспозиций музея истории Бе- ломорско-балтийского водного пути и музея Соловецкого лагеря особого назначения // Laboratorium: журнал социальных исследований. — 2018. — No 2. — C. 134–148. — DOI: 10.25285/2078-1938-2018-10- 2-134-148.

9. Гринько И.А. Нарративы в музейном пространстве: новые практики // Томский журнал лингвисти- ческих и антропологических исследований. — 2017. — No 3. — C. 58–64. — DOI: 10.23951/2307-6119- 2017-3-58-64.

10. Долак Я. Посетитель на экспозиции как объект музеологического исследования // Вопросы музео- логии. — 2013. — No 1. — C. 85–92.

11. Бонами З. Музей в дискурсе аффекта // Политика аффекта музей как пространство публичной истории. — Москва : Новое литературное обозрение, 2019. — C. 51–78.

12. Рождественская Е. В поисках этоса, в бегстве от пафоса: место аффекта в музее и вне его /

13. Е. Рождественская, И. Тарковская // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории. — Москва : Новое литературное обозрение, 2019. — C. 79–105.

14. Хлевнюк Д. Почувствовать права человека: аффект в музеях памяти // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории. — Москва : Новое литературное обозрение, 2019. — C. 106–122.

15. Лобанова В. Музей как фактор развития территории // Музей и регион: к 80-летию Российского института культурологии. — Москва : ЛМП РИК, 2011. — C. 105–156.

16. Уайт Х. Метаистория: Ист. воображение в Европе XIX в. — Екатеринбург : Изд-во Ур. ун-та, 2002. — 505 c.

17. Рождественская Е.Ю. Пространство памяти в «Афганском» музее: попытки договориться с про- шлым / Е.Ю. Рождественская, И.Н. Тартаковская // Интеракция. Интервью. Интерпретация. — 2011. — T. 5, No 6. — С. 103-117.

18. Тартаковская И.Н. «Одной правды нет»: визуализация политики памяти в историческом музее / И.Н. Тартаковская, Е.Е. Тарновская // Интеракция. Интервью. Интерпретация. — 2014. — Т. 6, No 8. — C. 59–72.

19. Мельникова Е. Локальное прошлое на границе национального: краеведческие музеи Северного Приладожья в постсоветское время // Антропологический форум. — 2015. — No 25. — С. 9–41.

20. Бурдин Е.А. Великий исход: начало. Подготовка территории Рыбинского и Угличского водохрани- лищ к затоплению (1936- 1940 гг.) // История науки и техники. — 2011. — No 2. — С. 40–55.

21. Рязанцев Н.П. Российские провинциальные музеи 1920-х гг.: рождение, ликвидация, возрождение: на примере Мологского музея // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культу- ры и искусств. — 2012. — Т. 193. — С. 20–23.


Рецензия

Для цитирования:


Воронина А.И. Нарратив музейного пространства в конструировании исторической памяти. Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(1):146-156. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-146-156

For citation:


Voronina A.I. The Role of the Museum Space Narrative in Constructing Historical Memory. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(1):146-156. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-146-156

Просмотров: 613


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)