Трагические последствия капиталистической системы образов
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-169-177
Аннотация
Перепроизводство, потребительская философия и товарный фетишизм — эти тенденции кажутся всемогущими и вездесущими. Возможно, разница между обществом, критикуемым Марксом, и окружающим нас современном миром заключается именно в том, что в постмодернистских обществах информация и образы служат наиболее желанным объектом потребления и, следовательно, «товарного фетишизма». Другими словами, сектор услуг производит образы, которые становятся «посредниками» в формировании социальных связей. В статье автор рассматривает работу Станислава Лема «Футурологический конгресс» и современный французский фильм «Конгресс», снятый по его мотивам. Основываясь на теориях Ги Дебора, Славоя Жижека и Карла Маркса, а также на недавних журналистских расследованиях Наоми Кляйн, автор раскрывает неявные последствия потребительского образа жизни, навязанного капиталистической системой, а также средствами массовой информации и транснациональными компаниями. Аргументируя, вслед за Жижеком, что критика позднего капитализма напрямую связана с пониманием глубин человеческой психики, автор статьи пытается объяснить, каким образом потребитель превращается в марионетку крупного бизнеса. Избыточное производство и повсеместная утрата беньяминовской ауры ведут к фактической бедности за маской изобилия. Это приводит к естественному стремлению заменить утраченную идентичность на придуманную. Подобно тому, как персонажи Лема балансируют на грани между реальностью и галлюцинациями, современные потребители теряют установленную систему координат, отвлекаясь на абсолютную и, казалось бы, неограниченную свободу выбора, виртуальную реальность, позволяющую в полной мере и безнаказанно реагировать на любые подавленные импульсы и инстинкты. Ссылаясь на Дебора, «бедность объединяет всех, кто участвует в спектакле и его противоречиях». Автор считает, что «Футурологический Конгресс» Лема нацелен на то, чтобы предостеречь читателя от возможности необратимого развития воображаемой системы, идея которой нашла дальнейшее отражение в фильме. Нет никакой надежды для общества, отказывающегося от границ реальности и моральных ориентиров. Данный анализ, возможно, позволит описать расширяющуюся сферу влияния транснациональных корпораций и внести свой вклад в оживленную дискуссию о цифровом разрыве и фактическом воздействии социальных сетей на общество.
Ключевые слова
Об авторе
Д. С. ЛитоваРоссия
Дарья Сергеевна Литова —– магистрант образовательной программы Erasmus Mundus по специальности «Пересечения культурных нарративов», финансируемой Европейской Комиссией. Программа тройного диплома университетов Сент-Эндрюс (Шотландия), НОВА (Португалия), Перпиньяна (Франция)
Список литературы
1. Benjamin W. The work of art in the age of mechanical reproduction / W. Benjamin, J.A. Underwood. — London : Penguin Books Ltd, 2008. — 110 p.
2. Debord G. The society of the spectacle. — New York : Zone Books, 1995. — 154 p.
3. Klein N. No logo : no space, no choice, no jobs. — London : Fourth Estate, 2010. — 502 p.
4. Lem S. The futurological congress / S. Lem, M. Kandel. — London : UK Penguin Classics, 2017. — 128 p. Zizek S. The plague of fantasies. — London ; New York : Verso, 1997. — 248 p.
5. Zizek S. In defense of lost causes. — London ; New York : Verso, 2008. — 530 p.
6. Zizek S. First as tragedy, then as farce. — London ; New York: Verso, 2009. — 157 p.
Рецензия
Для цитирования:
Литова Д.С. Трагические последствия капиталистической системы образов. Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(1):169-177. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-169-177
For citation:
Litova D.S. The Tragic Consequences of the Capitalist Imagery. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(1):169-177. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-169-177