К вопросу о соотношении коллективного и индивидуального начал в культуре фламенко (середина XVIII — первая четверть ХХ в.)
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-178-192
Аннотация
Культура фламенко, представляющая собой самобытную композицию музыки, поэтического текста, танца и костюма, зародилась в Андалусии. С течением времени она превратилась в один из «брендов» Испании и к настоящему времени распространилась далеко за пределы Пиренейского полуострова. Актуальность изучения этого культурного феномена определяется вниманием научного сообщества к теме «культурной аксиоматики», а также более широким теоретическим интересом к изучению соотношения авторского («индивидуального») и коллективного («народного») начал поэзии. Цель настоящей статьи состоит в изучении соотношения этих начал в канте фламенко и предполагает проведение анализа различных аспектов формирования и бытования канте с опорой на материал литературно-исторических свидетельств и трудов по истории культуры. Фламенко таит в себе множество противоречий, над осмыслением и разрешением которых уже не один век работают исследователи-фламенкологи и историки как на родине этого искусства, так и за её пределами. При этом среди фламенкологических исследований преобладают работы, посвященные либо истории возникновения и структуре данного феномена, либо отдельным компонентам культуры фламенко — танцу, музыке, истории и мифологии или отдельным стилям, например саэте или альбореа. Вместе с тем, в научной литературе до сих пор отсутствуют труды, в которых предпринималась бы попытка теоретического осмысления движущих сил, которые сыграли определяющую роль в формировании и развитии этого искусства. Новизна данного исследования, таким образом, заключается в формировании целостного представления о культуре фламенко с учётом документированной истории её формирования и сопоставления многочисленных исследовательских позиций, отстаивающих кардинально противоположные подходы к соотношению в ней индивидуального и коллективного начал.
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. ГрининаРоссия
Гринина Елена Анатольевна — кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры испанского языка
Т. М. Балматова
Россия
Балматова Татьяна Михайловна — преподаватель кафедры испанского языка
Список литературы
1. Шлегель Ф. Идеи // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. — Москва : Изд- во Московского Университета, 1980. — С. 60–61.
2. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека : (опыт персоналистической философии). — Paris : YMCA-press, Cop., 1972. — 222 с.
3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — Москва : Искусство, 1984. — 252 с.
4. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное. — Москва : Издательство АСТ, 2019. — 496 с.
5. Бережная Е.А. К вопросу о роли коллективного и индивидуального творческих начал в развитии культуры // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2009. — Т. 5, No 10. — С. 218–220.
6. Лотман Ю.М. Непредсказуемые механизмы культуры. — Таллин : TLU Press, 2010. — 232 с.
7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — Мо- сква : Художественная литература, 1965. — 528 с.
8. Гуревич А.Я. История и психология // Избранное. Медиевистика и скандинавистика: статьи разных лет. — Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2017. — С. 5–23.
9. Гуревич А.Я. К истории гротеска. «Верх» и «Низ» в средневековой латинской литературы // Из- бранное. История – нескончаемый спор. — Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициа- тив, 2017a. — С. 45–61.
10. Абуторабиан Г.А. Фольклор и ментальность // Вестник Московского государственного университе- та культуры и искусств. — 2010. — No 6. — С. 63–66.
11. Arrebola A. La Espiritualidad en el cante flamenco. — Cadiz : Universidad de Cadiz, 1988. — 121 p.
12. Báez San José V. Hombre, gitano y dolor en la colección de cantes flamencos recogidos y anotados por Antonio Machado y Álvarez (Demófilo) / V. Báez San José, M. Moreno Martínez // Archivo de filología aragonesa. — 1984. — Vol. 34–35. — Pp. 165–200.
13. Infante B. Orígenes de lo flamenco y secreto del cante jondo (1929-1933) // edición facsímil del XXII Congreso de Arte Flamenco. — Málaga : Diputación-Ayuntamiento de Estepona, 1994. — 188 pp.
14. Machado y Alvarez A. Colección de cantes flamencos. — Barcelona : DVD ediciones, 1998. — 238 p.
15. Pedrell F. Cancionero musical popular español. 2o tomo. — Valls : Castells, 1922. — 193 p.
16. Falla M. de. Escritos sobre música y músicos: Debussy, Wagner, el Cante jondo. — Madrid : Espasa Calpe, 1988. — 186 p.
17. García Lorca F. Obras completas. Vol. I-VI. — Barcelona : RBA Coleccionables, S.A., 2007.
18. Turina Gómez J. La música andaluza/ J. Turina Gómez, M. Castillo. — Sevilla : Alfar, 1982. — 125 p.
19. Molina R. Mundo y formas del cante flamenco / R. Molina, A. Mairena. — Granada ; Sevilla : Libreria Al- Andalus, 1979. — 326 p.
20. Hurtado Torres A. La llave de la música flamenca / A. Hurtado Torres, D. Hurtado Torres. — Sevilla : Signatura, 2009. — 456 p.
21. Lavaur L. Teoría romántica del Cante Flamenco : raíces flamencas en la coreografía romántica europea / L. Lavaur, G. Steingress. — Sevilla: Signatura Ediciones, 1999. — 179 p.
22. Steingress G. El trasfondo bizantino del cante flamenco. Lecciones del encuentro del flamenco andaluz con el rebético greco-oriental // Trans Revista Transcultural de Música. — 2006. — No 10. — URL: https:// www.sibetrans.com/trans/articulo/156/el-trasfondo-bizantino-del-cante-flamenco-lecciones-del-encuentro- del-flamenco-andaluz-con-el-rebetico-greco-oriental.
23. Schuchardt H. Die Cantes Flamencos // Zeitschrift für romanische Philologie (ZrP). — 1881. — Vol. 5, No 2–3. — P. 249–322. — DOI: 10.1515/zrph.1881.5.2-3.249.
24. Ríos Martín J.C. La identidad andaluza en el flamenco / Martín J.C. Ríos, M.D. Ros Piqueras. — Sevilla : Atrapasueños, 2009. — 131 p.
25. Standing G. The precariat the new dangerous class. — London ; New York : Bloomsbury, 2011. — 198 p.
26. Дружилов С.А. Прекариат и неформальная трудовая занятость в России: социально-психологиче- ские аспекты // Гуманитарные научные исследования. — 2015. — No 1. — URL: http://human.snauka.ru/ en/2015/01/9491.
27. Lorente M. Herencia e innovación en el flamenco : el crisol de un sentimiento / M. Lorente, A. Pantaleoni. — Sevilla : Fundación Corporación Tecnológica de Andalucía, 2012. — 278 p.
28. Martín Sánchez D. Historia del pueblo gitano en España. — Madrid : Los Libros de la Catarata, 2018. — 125 p.
29. Боткин В.П. Письма об Испании. — Ленинград : Наука, 1976. —343 с.
30. Глинка М.И. Записки. —Москва : Музыка, 1988. — 222 с.
31. Сердюк М.А. Традиционный фольклорный текст в системе координат «адресант ↔ адресат» // Вестник Тамбовского университета Серия Гуманитарные науки. — 2009. — No 4. — С. 145–147.
32. Machado M. Cante hondo : cantares, canciones y coplas, compuestas al estilo popular de Andalucía / M. Machado, D. Rodríguez Romero. — Barcelona : Nortesur, 2008. — 169 p.
33. Балматова Т.М. От любви до ненависти: к вопросу о переводе любовных куплетов фламенко на русский язык // Риторика. Лингвистика. —2020. —No 15. — С. 18–28.
34. Шейко Е.А. Песенный фольклор (испанская копла) как источник по изучению французской осады Кадиса 1810-1812 гг. // Ученые записки УО ВГУ им ПМ Машерова. — 2017. —Т. 23. — С. 40–46.
35. Балматова Т.М. «Канте хондо» Мануэля Мачадо через призму фольклорной традиции фламенко // Филологические науки в МГИМО. —2016. —No 8. — С. 156–178.
36. Балматова Т.М. Цвета, цветы и символы в «Канте хондо» М. Мачадо // Вопросы иберо-романисти- ки. — 2017. — No 16. — С. 61–66.
37. Machado y Alvarez A. Colección de cantes flamencos, recogidos y anotados por Demófilo / A. Machado y Alvarez, E.R. Baltanás. —Sevilla : Signatura, 1999. —288 p.
Рецензия
Для цитирования:
Гринина Е.А., Балматова Т.М. К вопросу о соотношении коллективного и индивидуального начал в культуре фламенко (середина XVIII — первая четверть ХХ в.). Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(1):178-192. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-178-192
For citation:
Grinina E.A., Balmatova T.M. On the Question of the Relationship of Collective and Individual Principles in the Flamenco Culture (mid-XVIII — first quarter of the XX century). Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(1):178-192. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-178-192