Концептуализация национальной идентичности в международных медиа: изучение публикаций “The Economist”
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-2-18-21-28
Аннотация
Национальная идентичность — ключевая в серии социокультурных коллективных идентичностей. На становление национальной идентичности влияют многие факторы, среди которых особое место занимают СМИ: все больше электронные и доступные, они увеличивают свое влияние, предлагают готовые паттерны-ориентиры, манипулируют общественным настроением, атакуют или отстаивают существующие представления о якобы целостных группах, как правило привязанных к одной территории и отличных от сугубо этнических и политических объединений. Исследования показывают, что идентичность — не является внутренне необходимой, хотя интериоризация объединяющих ценностей зачастую вызвана подсознательным стремлением к причастности чему-то большему и более устойчивому, чем отдельный человек. Однако идентичность, как и границы государств, может менять и именно трансформационные процессы или сопротивление им создает информационные поводы и, как показало настоящее исследование, наиболее широкое концептуальное поле. Способность СМИ транслировать коллективные представления об идентичности тесно связана с механизмом ее становления, чем пользуются политические элиты. Политика – один из широчайших контекстов, в которых возникает потребность обратиться к феномену идентичности: возможность получения и удержания власти, например через процедуру выборов, зависит от того, насколько избиратели готовы примкнуть к той или иной политической силе. Набирает силу политика идентичности, в том числе на национальном и международном уровне, где национальная идентичность выступает одним из проявлений национального суверенитета. Анализ дискурсивного функционирования концепта национальной идентичности в медиа на примере публикаций международного издания “The Economist” выявил несколько отдельных, но пересекающихся концептуальных полей (территория, политика, изменения). В статье предлагается возможная интерпретация полученных результатов.
Об авторе
Н. А. ОстроглазоваРоссия
Остроглазова Наталия Александровна — преподаватель кафедры английского языка № 6
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Gill R. Gender and the media. — Cambridge: Polity Press, 2007. — VIII, 296 p.
2. Müller P. National identity building through patterns of an international third-person perception in news coverage // International Communication Gazette. — 2013. — Vol. 75, № 8. — P. 732–749. — DOI: 10.1177/1748048513482546.
3. Полякова Н.Л. “Идентичность” в современной социологической теории // Вестник Московского университета Серия 18 Социология и политология. — 2016. — Т. 22, № 4. — С. 22–42. — DOI: 10.24290/1029-3736-2016-22-4-22-42.
4. Буайе П. Анатомия человеческих сообществ. Как сознание определяет наше бытие. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2019. — 433 с.
5. Ортега-и-Гассет Х. “Дегуманизация искусства” и другие работы. — Москва : Радуга, 1991. — 638, [1] с.
6. McCrone D. Understanding national identity / D. McCrone, F. Bechhofer. — Cambridge : Cambridge University Press, 2015. — X, 226 p.
7. Wodak R. The discursive construction of national identity / R. Wodak, J.W. Unger, A.Hirsch, R. Mitten. Edinburgh : Edinburgh University Press, 2009. — X, 276 p.
8. Vico S. ‘Globalized difference’: Identity politics on social media // Journal of Global Diaspora. — 2020. Vol. 1, № 1. — P. 55–70. — DOI: 10.1386/gdm_00004_1.
9. Силантьева М.В. Парадоксы глобальной идентичности в контексте международных отношений // Творчество как национальная стихия: общее и особенное в современном социокультурном пространстве. Сборник статей по итогам пятой международной научной конференции. / под ред. Аляева Г.Е., Маслобоевой О.Д. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. — С. 112–122.
10. Андерсон Б. Воображаемые сообщества : Размышления об истоках и распространении национализма. — Москва: Канон-Пресс-Ц : Кучково поле, 2001. — 286, [1] с.
11. Saha A. The politics of representation in the politics of anti-racism // Ethnic and Racial Studies. 2020. — Vol. 43, № 13. — P. 2357–2362. — DOI: 10.1080/01419870.2020.1784453.
12. McLuhan M. Understanding media the extensions of man. — Corte Madera, CA: Gingko Press, 2003. XXI, 611 p.
13. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1 : The rise of the network society. — Malden, Mass. : Blackwell, 1996. — 556 p.
14. Caple H. Rethinking news values: What a discursive approach can tell us about the construction of news discourse and news photography / H. Caple, M. Bednarek // Journalism. — 2016. — Vol. 17, № 4. P. 435–455. — DOI: 10.1177/1464884914568078.
15. Magin M. Shades of Mediatization // The International Journal of Press/Politics. — 2015. — Vol. 20, № 4. — P. 415–437. — DOI: 10.1177/1940161215595944.
16. Herb G.H. Nested identities : nationalism, territory, and scale / G.H. Herb, D.H. Kaplan. — Lanham, Maryland : Rowman & Littlefield Publishers, 1999. — X, 343 p.
17. Kelman H.C. Nationalism, patriotism, and national identity: Social-psychological dimensions // Patriotism in the life of individuals and nations / ed. D. Bar-Tal, E. Staub. — Chicago : Nelson-Hall, 1997. — P. 165–189.
18. Лурье С.В. В поисках русского национального характера // Отечественные записки. — 2002. № 3. — С. 59–71.
19. Leeuwen T. van. Discourse and practice : new tools for critical discourse analysis. — Oxford : Oxford University Press, 2008. — IX, 172 p.
20. Ваттимо Д. Прозрачное общество. — Москва : Логос, 2003. — 124 с.
21. Neary C. Media, power and representation / C. Neary, H. Ringrow // The Routledge Handbook of English Language Studies / ed. P. Seargeant, A. Hewings, S. Pihlaja. — London : Routledge, 2018. — P. 294–309.
22. Wahl-Jorgensen K. Emotions, media and politics. — Cambridge ; Medford: Polity Press, 2019. — VIII, 220 p.
Рецензия
Для цитирования:
Остроглазова Н.А. Концептуализация национальной идентичности в международных медиа: изучение публикаций “The Economist”. Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(2):21-28. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-2-18-21-28
For citation:
Ostroglazova N.A. Conceptualization of National Identity in International Media: Case-study of The Economist Publications. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(2):21-28. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-2-18-21-28