Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

«РАСЁМОН-ЭФФЕКТ» КАК ФЕНОМЕН КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗОРИЕНТАЦИИ (ОПЫТ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ)

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-129-141

Полный текст:

Аннотация

В статье предпринимается попытка рассмотреть сложную эпистемологическую проблему, известную как «расёмон-эффект» - особый вид коммуникативной дезориентации, когда очевидцы реального происшествия или участники дискуссии об историческом (или ином) событии не могут дать его единую ясную картину из-за субъективного личного восприятия. Термину, название которого связано со знаменитым фильмом А. Куросава «Расёмон» (1950), был посвящён специальный выпуск ведущего теоретического медиаоргана Канады «Канадиан Джорнэл оф Коммюникейшн», где один из авторов (Р. Андерсон) дал развёрнутое определение «расёмон-эффекту», а его коллеги представили варианты медиаситуаций с подобной коммуникативной дезориентацией. Опираясь на опыт канадских учёных, автор статьи в свою очередь отмечает, что термин «расёмон-эффект» давно используется в гуманитарных науках за рубежом.Но в России, несмотря на то, что материалы с «расёмон-эффектом» в СМИ присутствовали и присутствуют постоянно, отечественными исследователями медиа при анализе аналогичных ситуаций он применяется крайне редко. Рассматривая ряд публикаций в ведущих российских печатных изданиях, главным образом с октября 2016 по октябрь 2017 гг., автор статьи подчёркивает особенность «русского расёмон-эффекта»: сам феномен очень часто возникает в отечественных СМИ при оценке исторических событий или деяний исторических лиц, то есть при поиске исторической правды.В этой связи приводятся наиболее характерные примеры: острое расхождение мнений вокруг установки памятника Ивану Грозному в Орле (2016 г.); непримиримые точки зрения на фильм «Матильда» (2016-2017 гг.) и др. Они сопоставляются с аналогичными примерами из зарубежного медиапространства, на основании чего делается вывод о двух вариантах «расёмон-эффекта»: преднамеренном (недобросовестное профессиональное поведение журналиста или преследование каких-либо целей) и непреднамеренном (неоднократные попытки установить истину при отсутствии полной информации).В заключении статьи подчёркивается, что медийному сообществу России стала бы весьма полезной подобная канадской дискуссия о «расёмон-эффекте», которая помогла бы найти и на российском медийном опыте найти алгоритм позитивного решения этой профессиональной проблемы.

Об авторе

Е. Ф. Овчаренко
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Canadian Journal of Communication 2016, vol. 41, No 2.

2. Российская газета. 2016. 14 декабря. С. 1, 12-13.

3. Московский комсомолец. 18.09.2017, с. 1.

4. Материалы расследования Главной военной прокуратуры (ГВП) от 10 мая 1948 года [Электронный ресурс]. URL: http://statearchive.ru/607 (дата обращения: 20.11.2017).

5. Семнадцатый конгресс русской прессы в Москве. [Электронный ресурс]. URL: https://zonakz.net/view-skandal-na-vsemirnom-kongresse-russkojj-pressy-v-moskve-direktor-gosarkhiva-rf-sergejj-ironenko.html?action+author&id+3300 (дата обращения: 20.11.2017).

6. Литературный критик. 1938. №3. С. 3-7.

7. Акутагава Р. Новеллы / Перевод с японск. М.: Изд. дом «Звонница», 2001. 352 с.

8. Варсегов Н., Варсегова Н. Новая загадка перевала Дятлова // Комсомольская правда. 2017. 27 июля-3 августа. С. 43.

9. Голованова Г.А. Американская пресса: в центре внимания правила ФКС и журналистская этика // Зарубежная журналистика в 2003 году / Под ред. проф. Я.Н. Засурского. М.: Ф-т журн. МГУ, 2004. С. 18-29.

10. Гусев П. Имя менять мы не собираемся // Московский комсомолец. 2016. 16 декабря. С. 4.

11. Данилов А. Этот праздник не вырвать из сердца народного // Ветеран. Газета социальной защиты.2017. №41(1426). С.1, 8-9.

12. Захарец О. Учёный разгадал тайну перевала Дятлова // Метро. 2017. 27 июня. С. 10.

13. Захаров Марк: «Там, наверху, штормит» // Московский комсомолец. 2017. 4сентября. С. 7.

14. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. 416 с.

15. Зубов М. Почему патриарх Кирилл одобрил памятник убийце священника // Московский комсомолец. 2016. 20 октября. С. 2.

16. Иван Грозный переехал в Москву // Метро. 2017. 28 июля. С. 2.

17. Кузьмина О. «Каждое слово “Тихого Дона” написано кровью и слезами». Интервью с Л. Аннинским [Электронный ресурс] // Вечерняя Москва. 2015. 24 мая. URL: http://www.vm.ru/news/2015/05/24/lev-anninskij-kazhdoe-slovo-tihogo-dona-napisano-krovyu-i-slezami-287316.html (дата обращения: 20.11.2017).

18. Кумылганова И.А. Профессиональная этика журналиста: зарубежный опыт. М.: Ф-т журн. МГУ, 2012. 196 с.

19. Мельман А. Покушение на Зою Космодемьянскую // Московский комсомолец. 2016. 15 декабря. С. 1, 3.

20. Млечин Л. Цикл статей «Великая Октябрьская революция. Гении и злодеи» // Московский комсомолец. 2016. 19 декабря.

21. Млечин Л. Заговор против императора // Московский комсомолец. 2017. 16 января. С. 8.

22. Овчаренко Е.Ф. «Расёмон-эффект» в СМИ как деонтологическая проблема // Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции. М.: МедиаМир; Ф-т журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2017. С. 44-45.

23. Царь и Матильда // Российская газета. 2016. 14 декабря. С. 1, 12-13.

24. Ростовский М. Подвиг панфиловцев всё-таки был // Московский комсомолец. 2017. 5 мая. С. 1, 4.

25. Сельдес Дж. Свобода печати. М.:СОЦЭКГИЗ, 1937. 303 с.

26. Шейкин В. К столетию Великой Октябрьской революции // Вестник ветерана Юго-Запада. 2017. октябрь-декабрь (№ 4 (13)). С. 1.

27. Anderson R. The Rashomon Effect and Communication // Canadian Journal of Communication. 2016. Volume 41. №2. P. 249-269.

28. Dorland M. The Rashomon Effect and Communication Studies // Canadian Journal of Communication. 2016. Volume 41. №2. P. 245-247.


Для цитирования:


Овчаренко Е.Ф. «РАСЁМОН-ЭФФЕКТ» КАК ФЕНОМЕН КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗОРИЕНТАЦИИ (ОПЫТ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ). Концепт: философия, религия, культура. 2018;(1):129-141. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-129-141

For citation:


Ovcharenko H.F. "RASHOMON EFFECT" AS COMMUNICATIVE DISORIENTATION PHENOMENON (MEDIARESEARCH ESSAY). Concept: philosophy, religion, culture. 2018;(1):129-141. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-1-5-129-141

Просмотров: 170


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)