Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Элементы антимира в игровой вселенной «Ведьмак»

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-2-18-52-62

Полный текст:

Аннотация

Актуальность изучения философских аспектов создания «новой игровой вселенной» в рамках ролевой компьютерной игры (англ. role-playing game=RPG) определяется популярностью данного вида виртуальных развлечений. В статье представлен анализ ключевого для RPG концепта «антимир» на примере RPG-проекта «Ведьмак» (его основу составляют романы польского писателя А. Сапковского). Данный кейс позволяет проследить закономерности формирования пространства «игровой вселенной» как момент становления нового культурного ландшафта виртуальных развлечений. RPG в этом случае можно рассматривать в качестве социокультурной практики глобального информационного общества и/или одного из вариантов «общества спектакля». Методологической основой исследования является компаративный анализ, подразумевающий выявление заимствований в процессе развития культуры виртуальных развлечений. Это требует изучения базовых культурных кодов и архетипических конструкций, характерных для RPG. В результате выявлена специфика новой формы образности, свойственной игровой вселенной «Ведьмака». Созданный здесь культурный ландшафт включает элементы средневековой смеховой культуры, интегрированные в оригинальную систему динамично развивающихся образов и смыслов, функционирующих по аналогии с «устоявшейся» культурно-символической реальностью. Действие эффекта «двойной символической аналогии» обусловлено творческим характером игры, участники которой являются одновременно её создателями. Внедрение игровых образов в язык и мышление игроков обуславливает появление новых форм диалектов, фиксирующих особенности восприятия группой (социолект) и индивидом (идиолект) как «первичной», так и «вторичной» реальности. Эти диалекты географически локализованны и вместе с тем мультикультурны. В статье обоснован вывод, что инструментализация «общества спектакля» происходит за счёт активного использования гротескного символизма, который в силу своей архетипической природы обеспечивает формирование новой социальной мифологии, «открывающей» Восточную Европу миру. Таким образом «антимир» новой вселенной превращается в неотъемлемую часть современного информационного пространства.

Об авторах

В. М. Овчинников
Смоленский областной институт развития образования
Россия

Владимир Михайлович Овчинников — к.и.н., доцент кафедры методики преподавания предметов основного и среднего образования. Научная специализация: особенности и механизмы развития феномена игровых вселенных, военная и политическая история Франции эпохи раннего нового времени (Россия).

214000, Смоленск, ул. Октябрьской Революции, 20А



П. Й. Паулюс

Россия

Пауль Йозеф Паулюс — независимый исследователь. Научная специализация: культурология, киноведение (Россия).

Москва



Список литературы

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — Москва : Искусство, 1979. — 424 с.

2. Литвинцева Г.Ю. Смеховая культура Средневековья и антимир российского постмодернизма // Обсерватория культуры. — 2014. — № 4. — С. 42-49. — DOI: 10.25281/2072-3156-2014-0-4-42-49.

3. Жукова Е.А. Антимир как способ воплощения смехового начала в рассказе Е.И. Замятина «О том, как исцелен был инок Еразм» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. — № 7(75). — С. 323–328.

4. Жиндеева Е.А. Художественное воплощение хронотопа «двоемирие» в рассказах Ю.В. Мамлеева / Е. А. Жиндеева, С. С. Четвергова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2012. — Т. 14. — № 2–6. — С. 1513–1517.

5. Лушникова Г.И. Поэтика антимира в прозе Ч. Паланика / Г. И. Лушникова, Е. Р. Чемезова // Вестник Томского государственного университета. — 2016. — № 405. — С. 30–37. — DOI: 10.17223/15617793/405/4.

6. Козлов М.Н. Антимир в языческом представлении восточных славян // Причерноморье. История, политика, культура. — 2018. — № 26. — С. 118-126. — DOI 10.5281/zenodo.1433517.

7. Юрков С.Е. Постмодернизм: приближение к антимиру // Серия “Symposium”, Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Выпуск 16 / Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 85–88.

8. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. — Москва : Гнозис, 1994. — 612 с.

9. Котелевский Д.В. Понятие «языковой игры» в философии Л. Витгенштейна / Д. В. Котелевский // Эпистемы : Сборник научных статей. – Екатеринбург : Издательский дом «Ажур», 2014. — С. 35–42.

10. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — Москва : Добросвет, 2000. — 387 с.

11. Литвинцева Г.Ю. Гиперреальность в эпоху постмодерна // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. –—2011. — № 2(7). — С. 43–54.

12. Дебор Г. Общество спектакля. — Москва : Логос, 2000. —184 с.

13. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. — Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. — 409 с.

14. Чертина З.С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. — Москва : Институт всеобщей истории РАН, 2000. — 164 с.

15. Fine G.A. Shared fantasy : role-played games as social worlds. Chicago; London: University of Chicago Press, 1983. — XIV, 283 p.

16. Jahn-Sudmann A. Computer games as a sociocultural phenomenon : games without frontiers, war without tears / A. Jahn-Sudmann, R. Stockmann. — Basingstoke ; New York : Palgrave Macmillan, 2008. XIX, 229 p.

17. Fromme J. Computer Games and New Media Cultures : A Handbook of Digital Games Studies / J. Fromme, A. Unger. — New York : Springer, 2012. — VIII, 710 p.

18. Бодрийяр Ж. Общество потребления : его мифы и структуры. — Москва : Культурная революция; Республика, 2006. — 269 с.

19. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего. — Москва : Акад. Проект : Фонд «Мир», 2005. — 495 с.

20. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва : Художественная литература, 1990. — 543 с.

21. Рюмина М. О миросозерцательных смыслах карнавальной культуры // Человек смеющийся: Сборник научных статей. — Москва : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. — 78–106.

22. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин как философ. — Москва : Наука, 1992. — С. 7-19.

23. Карасев Л.В. Философия смеха. — Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 1996. — 221 с.

24. Веблен Т.Б. Теория праздного класса — Москва : Прогресс, 1984. — 367 с.

25. Лотман Ю.М. Семиосфера. — Санкт-Петербург: «Искусство—СПБ», 2000. — 704 с.

26. Ebbe S. Asa-Tors hammare : gudar och jättar i tro tradition. — Stockholm : Hjalmarson & Högberg, 2008. — 265 p.

27. Schmitt J.-C. Ghosts in the Middle Ages : the living and the dead in medieval society. — Chicago ; Chichester : University of Chicago Press ; Wiley, 1999. — XIV, 290 p.

28. Grimm J. Teutonic mythology : in 4 vol. Vol. 1. — London : Bell, 1882. — 437 p.

29. Grimm J. Teutonic mythology : in 4 vol. Vol. 3. — London : Bell, 1883. — 456 p.


Для цитирования:


Овчинников В.М., Паулюс П.Й. Элементы антимира в игровой вселенной «Ведьмак». Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(2):52-62. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-2-18-52-62

For citation:


Ovchinnikov V.M., Paulus P.J. Elements of anti-world in the game universe The Witcher. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(2):52-62. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-2-18-52-62

Просмотров: 42


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)