Образ современного православного фундаментализма в социальных медиа
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-2-18-63-79
Аннотация
Цель данной работы — анализ процесса медиатизации религии и современного образа православного фундаменталистского дискурса, явления, находящегося на стыке политической идеологии и религиозной системы. Православный фундаментализм рассматривается как новое явление, возникшее в качестве ответа на массовые изменения модерна XX и XXI вв. Несмотря на то, что технологический прогресс и цифровизация влияют на уже существующую религиозность, интегрируя новые механизмы в функционирование религиозных организаций, общественных движений и идеологий, само понятие «медиатизация» является относительно новым для науки и до сих пор находится в процессе осмысления. Религиозные институты в России продолжают свое становление в качестве полноценных общественных институтов после продолжительного периода государственного атеизма в СССР. В работе указывается на форматы и формы взаимодействия в медиа как официальных религиозных институтов и организаций, так и неофициальных и маргинальных объединений. Выделен специфический характер новых религиозных медиа и религии в медиаполе. Основой эмпирической части исследования выступает качественный и количественный контент-анализы четырех православных медиа, направленный на классификацию и кластеризацию основных видов контента и тематических блоков, публикуемых в анализируемых медиа. Дискурс выбранных четырех медиа обладает частичными фундаменталистскими тенденциями, что позволяет анализировать и сравнивать их между собой. Основными переменными исследования стали объём аудитории, количество опубликованных записей, отметок «мне нравится», репостов из группы за указанный период, самые популярные записи по просмотрам, самые популярные темы по оценкам, наиболее популярные хештеги. Также в работе описываются и концептуализируются основные понятия, свойственные конфликту в медиа по поводу взаимоотношения религиозных и светских ценностей. Обоснован вывод о том, что для православных фундаменталистских медиа наиболее важной частью является не религиозная, а общественно-политическая деятельность.
Ключевые слова
Об авторе
В. Д. КоваленкоРоссия
Владимир Дмитриевич Коваленко — старший преподаватель, аспирант факультета Социологии СПбГУ
199178, Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 57
199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7/9
Список литературы
1. Островская Е.А. Медиатизация православия — это возможно? // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. — 2019. — № 5. — С. 300–319. — DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.14.
2. Костюк К.Н. Православный фундаментализм // Полис Политические исследования. — 2000. № 5. — С. 133–154.
3. Fundamentalisms and the state : remaking polities, economies and militance / ed. by M.E. Marty., R.S. Appleby, J. H. Garvey [et al.]. — Chicago ; London : University of Chicago Press, 1993. — 665 p.
4. Армстронг К. Битва за Бога : история фундаментализма. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2018. 502 c.
5. Лакёр У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. — Москва : Текст, 1994. — 432 с.
6. Шнирельман В. Колено Даново : эсхатология и антисемитизм в современной России. — Москва : Изд-во ББИ, 2017. — 617 с.
7. Верховский А.М. Политическое православие : Рус. православ. националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг. — Москва : Центр “Сова”, 2003. — 316 с.
8. Виноградов И. «Православный» фундаментализм — или смерть? // Континент. — 2011. № 149. — URL: https://magazines.gorky.media/continent/2011/149/pravoslavnyj-fundamentalizm-8212-ilismert.html.
9. Головушкин Д.А. Современный православный фундаментализм or псевдофундаментализм? // Известия Иркутского государственного университета Серия Политология Религиоведение. — 2018. Т. 25. — С. 92–102. — DOI: 10.26516/2073-3380.2018.25.92.
10. Mediatization of communication / ed. Lundby K. — Berlin ; Boston : De Gruyter Mouton, 2014. — xiv, 738 p.
11. Hjarvard S. The Mediatization of Society // Nordicom Review. — 2008. — Vol. 29, № 2. — P. 105–134.
12. Lövheim M. Mediatisation of religion: A critical appraisal // Culture and Religion. — 2011. — Vol. 12, № 2. — P. 153–166. — DOI: 10.1080/14755610.2011.579738.
13. Лебедев С.Д. Репрезентация православного христианства в российских средствах массовой информации нач. XXI в. / С.Д. Лебедев, В.В. Рыбакова // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования. I Международная научно-практическая конференция: Сборник научных работ / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского, А.Г. Ходеева. — Белгород : Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2014. — С. 351–355.
14. Медиафилософия. Т. 9: Язык медиафилософии / ed. Савчук В.В. — Санкт-Петербург : СанктПетербургское филос. о-во, 2013. — 296 с.
15. Степанова Е.А. Фундаментализм и мания идентичности // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2008. — № 8. — С. 94–116.
16. Товбин К.М. Против Модерна: компаративный анализ антимодернистских концепций // Вестник МГТУ. — 2014. — Т. 17, № 4. — С. 783–789.
17. Кудряшова И.В. Фундаментализм и «Фундаментализмы» // Политическая наука. — 2013. — № 4. С. 92–105.
Рецензия
Для цитирования:
Коваленко В.Д. Образ современного православного фундаментализма в социальных медиа. Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(2):63-79. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-2-18-63-79
For citation:
Kovalenko V.D. The Image of Modern Orthodox Fundamentalism in Social Media. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(2):63-79. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-2-18-63-79