Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Место России в мире: Пётр Чаадаев и славянофилы

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-2-18-147-160

Полный текст:

Аннотация

В статье выдающегося французского историка науки Александра Койре, написанной около ста лет назад, прослеживается эволюция философско-исторической концепции П.Я. Чаадаева в контексте его полемики со славянофилами. Это был первый серьезный теоретический спор о месте России в мировой истории, во многом определивший характер последующих споров на эту тему, длящихся по сей день. Чаадаев писал свои «Философские письма» на французском языке, используя категориальный аппарат немецкой философии, в частности идеи Шеллинга, с которым был знаком лично. Тем не менее, Койре оспаривает привычную характеристику Чаадаева как рафинированного западника, показывая, что он принимал некоторые принципиальные положения и установки И.В. Киреевского и других славянофилов, в том числе религиозные, но трактовал их совершенно иначе, по-своему. Российская цивилизация не принадлежит ни к восточному, замкнутому в себе, ни к западному экспансионистскому типу — у неё свой особый путь исторического развития. Причины её неразвитости Чаадаев усматривает в подавляющем господстве аскетичного христианства, с одной стороны, и в пластичности народного характера славян, в отсутствии у них «автономной жизни» и античного культурного наследия — с другой. После публикации первого Философического письма в журнале «Телескоп» в 1836 г. Николай I высочайшим указом объявил Чаадаева сумасшедшим и повелел поместить под домашний арест. Философ откликнулся на это «Апологией сумасшедшего». Койре оспаривает распространенное мнение, будто в этой работе историософские взгляды Чаадаева претерпели существенное изменение, не говоря уже об отречении от своей резко критической оценки истории российской цивилизации как некого «пробела в духовном миропорядке». Этот недостаток, однако, может превратиться в трамплин для исторического прорыва к «широкому благоденствию». В стране, где народ привык к слепой покорности, для этого требуется лишь воля правителя, пришествие нового Петра Великого.

Об авторах

А. Койре

Россия

Александр Койре (1892 – 1964) — французский философ российского происхождения, историк науки и философии.



М. А. Майданский
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

перевод и комментарии

Майданский Максим Андреевич — аспирант кафедры романо-германской филологии и межкультурной коммуникации, аналитик Дирекции программ стратегического развития

308015, Белгород, ул. Победы, 85



Список литературы

1. Койре А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века. — Москва : Модест Колеров, 2003. — 304 с.

2. Кошелев А. Записки. — Berlin : B. Behr’s Verlag, 1883. — 516 с.

3. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. — Москва : Правда, 1991. — 560 с.

4. Koyré A. Etudes sur l’histoire de la pensée philosophique en Russie. — Paris : Librairie J. Vrin, 1950. — 224 p.


Для цитирования:


Койре А., Майданский М.А. Место России в мире: Пётр Чаадаев и славянофилы. Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(2):147-160. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-2-18-147-160

For citation:


Koyré A., Maidansky M.A. Russia’s Place in the World. Pyotr Chaadaev and the Slavophils. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(2):147-160. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-2-18-147-160

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)