Cross-cultural Competence as a Foundation for Professional Diplomacy in the New Post-COVID-19 Reality
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-18-29
Аннотация
Межкультурные компетенции являются незаменимым навыком в работе дипломатов во всем мире, несмотря на любые изменения, произошедшие в профессиональном взаимодействии в связи с пандемией COVID-19. Выдвинута гипотеза, что процессы деглобализации, значительно усиленные COVID-19, требуют повышения межкультурных компетенций специалистов-международников. Актуальная ситуация в мире показывает, что деглобализация — замедление глобализации во всех сферах жизни — это новая реальность, и важно как можно скорее приспособиться к ней. Методологический подход, используемый в настоящем исследовании, сочетает контент-анализ тематических «пандемийных» публикаций ведущих международных экспертов в дипломатической сфере, а также действующих дипломатов, с Моделью развития межкультурной чувствительности (DMIS), разработанной выдающимся американским социологом Милтоном Беннетом. Межкультурные компетенции трактуются автором как комплекс теоретических знаний и ключевых практических навыков, позволяющих эффективно и успешно общаться с представителями различных культур и религиозных традиций, а также чувствовать себя психологически комфортно в чужой среде. Сокращение числа личных деловых контактов приводит к стремлению к повышению их эффективности, что должно отражаться в лучшем понимании мотиваций, позиций и реакций собеседника. В то же время культурная специфика остаётся главным фактором, формирующим человеческое общение, независимо от того, ведётся ли оно офлайн или онлайн. Сегодня, когда усиливается тенденция к проведению онлайн-конференций и встреч, мы становимся свидетелями растущей потребности научиться понимать отношение наших виртуальных собеседников, выходцев из различных национальных культур и традиций. В ходе онлайн-встреч, например, уменьшилась необходимость правильно расшифровывать язык их тела — на экране ПК едва ли можно увидеть фигуру собеседника целиком. И, следовательно, вербальная коммуникация начала преобладать над невербальной, увеличивая потребность в правильной интерпретации слов, фраз, тона, мимики и жестов, которые всё ещё очень широко используются во время виртуального общения. Следующим шагом будет использование наиболее релевантных аргументов и подходов для изложения собственной позиции и/или мнения. Для успешного применения коммуникационных навыков с обратной связью между людьми из разных национальных культур потребуется знание культурных особенностей, которое обеспечивается курсами межкультурных компетенций, тренингами, семинарами или любыми другими образовательными программами. Предполагается, что программы по межкультурным компетенциям должны включать, по крайней мере, три следующих компонента: 1) региональные исследования, 2) аксиологические ориентации, 3) модели и нормы поведения, при этом «аксиологические ориентации» рассматриваются как первостепенные. Наконец, делается вывод о серьёзной необходимости включения программ по межкультурным компетенциям в подготовку будущих дипломатов на ранних этапах их профессионального образования. В то же время, это настоятельно рекомендуется для повышения квалификации уже работающих дипломатов по всему миру.
Ключевые слова
Об авторе
М. А. ХалильЕгипет
Мона Абдель Малик Халиль — кандидат философских наук, член Египетского совета по международным делам, исполнительный директор Российско-египетского делового совета при ТПП РФ
Башня Факер / Башни Осман, Наб. Нила, Маади, Каир
Список литературы
1. Глаголев В.С. Дипломатическая служба: научно-теоретические, правовые и практические основы искусства дипломатии (размышления в связи с подготовкой нового издания учебно-методического комплекса «Дипломатическая служба» // Право и управление. XXI век. — 2011. — № 3. — С. 119-121.
2. Смирнов А.В. Всечеловеческое vs. общечеловеческое. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Садра», 2019. — 216 с.
3. Смирнов А.В., Солондаев В.К. Процессуальная логика. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Садра», 2019. — 160 с.
4. Ardila A. Cross-Cultural Neuropsychology: History and Prospects // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. — 2020. — Vol. 17, № 1. — P. 64–78. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1-64-78
5. Baudrillard J. The Consumer Society: Myths and Structures. — London: Sage Publications, 1998. — 221 p.
6. Bennett M.J. Basic concepts of intercultural communication: paradigms, principles, & practice: selected readings. — Boston: Nicholas Brealey Publishing, 2013. — 352 p.
7. Black D.W. A review of compulsive buying disorder // World psychiatry : official journal of the World Psychiatric Association (WPA). — 2007. — Vol. 6, № 1. — P. 14–18.
8. Bolewski W. Diplomatic Processes and Cultural Variations: The Relevance of Culture in Diplomacy // The Whitehead Journal of Diplomacy and International Relations. — 2008. — № Winter/Spring. — P. 145–160.
9. Culhane E. et al. Beyond Frontiers: The Critical Role of Cross-Cultural Competence in the Military // The Industrial-Organizational Psychologist. — 2012. — Vol. 50, № 1. — P. 30–38.
10. Deutscher G. Through the language glass : Why the world looks different in other languages. — London: Arrow Books Ltd, 2011. — 320 p.
11. Ferguson N. Civilization : the West and the rest. — New York: Penguin Press, 2011. — xxx, 402 p.
12. Fischer R. Personality, values, culture an evolutionary approach. — Cambridge: Cambridge University Press, 2018. — x, 270 p.
13. Gregersen T.S. Language learning beyond words: Incorporating body language into classroom activities // Reflections on English Language Teaching. — 2007. — Vol. 6, № 1. — P. 51–64.
14. Kealey D.J., MacDonald D., Vulpe T. Intercultural competence and its relevance for international diplomacy // Intercultural Communication and Diplomacy. — Msida, Malta; Geneva: DiploFoundation, 2004. — P. 431–444.
15. Kruse S., Ravlik M., Welzel C. Democracy Confused: When People Mistake the Absence of Democracy for Its Presence // Journal of Cross-Cultural Psychology. — 2019. —Vol. 50, № 3. — P. 315–335. https://doi.org/10.1177/0022022118821437
16. Manshur F.M., Husni H. Covid-19 and Anti-Globalization Issues: A Cultural Perspective // Journal of critical reviews. — 2020. — Vol. 7, № 14. — P. 209–213. https://doi.org/10.31838/jcr.07.14.36
17. Müller A., Claes L., Kyrios M. Object attachment in buying-shopping disorder // Current Opinion in Psychology. — 2021. — Vol. 39. — P. 115–120. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2020.08.019
18. Nisbett R.E. The geography of thought: how Asians and Westerners think differently and why. — New York: Free Press, 2003. — xxiii, 263 p.
Рецензия
Для цитирования:
Халиль М.А. Cross-cultural Competence as a Foundation for Professional Diplomacy in the New Post-COVID-19 Reality. Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(4):18-29. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-18-29
For citation:
Khalil M.A. Cross-cultural Competence as a Foundation for Professional Diplomacy in the New Post-COVID-19 Reality. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(4):18-29. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-18-29