Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Университетская реформа 1918 г.: создание континентальной сети научно-просветительского и студенческого сообщества в Латинской Америке

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-79-95

Полный текст:

Аннотация

Преобразование университетской системы в Латинской Америке, начатое реформой в Аргентине в 1918 г., знаменовало начало периода демократизации и модернизации общества. Университетская реформа стала результатом упорной и драматической борьбы студентов против клерикально-аристократических порядков в аргентинских университетах. Идеологически движение базировалось на радикальном антиклерикализме, на идеях конфликта поколений, особой роли молодёжи, культуртрегерстве, на концепции ариелизма Э. Родо. Студенческое движение, поддержанное прогрессивной интеллигенцией и левыми политическими партиями, создало целую сеть контактов с другими странам континента, которая показала свою высокую эффективность в распространении идей, политических программ и форм борьбы. Эта способность низовых движений интеллигенции создавать трансграничные сети влияния и активизма вполне актуальны сегодня и не только в Латинской Америке. Благодаря этому реформа распространилась с различными результатами, где-то очень успешно, а где-то встретив яростное сопротивление, по всему континенту. Дальнейшая идейная эволюция движения и его лидеров привела к появлению новых идейно-политических течений, таких как революционный национализм, ставших доминирующим политическим трендом в Латинской Америке в ХХ в. Распространение революционного национализма, главным идеологом которого был студенческий лидер в Перу В.Р. Айя де ла Торре, опиралось на ту же сеть молодёжных структур, которые привели к распространению движения за университетскую реформу. Движение реформы привело также к возникновению объединения интеллигенции «Латиноамериканский союз», тесно связанного с рабочим движением. Университетская реформа была не только политическим, но и культурным феноменом, ознаменовавшим глубокие перемены в латиноамериканским обществе, выбравшем путь модернизации всех сфер жизни.

Об авторе

А. А. Щелчков
Институт всеобщей истории РАН
Россия

Андрей Аркадьевич Щелчков — доктор исторических наук, главный научный сотрудник

119334, Москва, Ленинский проспект 32а



Список литературы

1. Бустело Н. Реформировать университеты, революционизировать общество. Латиноамериканское студенческое движение // Латиноамериканский исторический альманах. — 2021. — № 31. — C. 183–199. https://doi.org/10.32608/2305-8773-2021-31-1-183-199

2. Ивкина Л.А. Хулио Антонио Мелья. Жизнь после смерти // Латиноамериканский исторический альманах. — 2016. — № 17. — C. 100–124.

3. Хобсбаум Э. Разломанное время. Культура и общество в двадцатом веке. Москва: АСТ, 2017. — 379 с.

4. Щелчков А.А. Роберто Инохоса: пламенный революционер или «креольский Геббельс» // Латиноамериканский исторический альманах. — 2007. — № 7. — C. 69–96.

5. Эстенссоро Сааведра Х.Ф. Тема русской революции на президентских выборах 1920 г. (исследование на основе прессы) // Латиноамериканский исторический альманах. — 2008. — № 8. — C. 132–161.

6. Abecia López V. 7 Políticos bolivianos. — La Paz: Juventud, 1986. — 202 p.

7. Bergel M. Latinoamérica desde abajo. Las redes trasnacionales de la Reforma Universitaria (1918-1930) // La reforma universitaria: desafíos y perspectivas noventa años después. — Buenos Aires: CLACSO, 2008. — Pp. 146 – 185.

8. Biagini H. Redes estudiantiles en el Cono Sur (1900-1925) // Universum. — 2002. — № 17. — Pp. 279 296.

9. Buchbinder P. Pensar la reforma universitaria cien años después // Revista iberoamericana de educación superior. — 2018. — Vol. 9, №. 25. — Pp. 93–105. https://doi.org/10.22201/iisue.20072872e.2018.25.279

10. Chevalier F. América Latina. De la Independencia a nuestros días. — México: FCE, 2005. — 777 p.

11. Cúneo D. La Reforma Universitaria: (1918–1930). — Caracas: Biblioteca de Ayacucho, 1980. — XXIII, 312 p.

12. Donoso-Romo A., Contreras-Mühlenbrock R. La dimensión social del movimiento estudiantil de Córdoba en 1918 // Izquierdas. — 2017. — № 33. — Pp. 42–65. http://dx.doi.org/10.4067/S071850492017000200042

13. Historia de América Latina: 10. América del Sur, c. 1870-1930. / ed. L. Bethell. — Barcelona: Crítica, 1992. — IX, 541 p.

14. Moyano J. La Reforma Universitaria Cordobesa de 1918: Contextos y protagonismos // Caracol. — 2018. — № 16. — Pp. 106–129. https://doi.org/10.11606/issn.2317-9651.v0i16p106-129

15. Portantiero J.C. Estudiantes y la política en América Latina. El proceso de la reforma universitaria (1918-1938). — México: Siglo XXI, 1978. — 462 p.

16. Stefanoni P. Los Inconformistas del Centenario. Intelectuales, socialismo y nación en una Bolivia en crisis (1925-1939). — La Paz: Plural, 2015. — 384 p.

17. Tarcus H. Dí tu palabra y rómpete: El corto verano del Grupo Universitario Insurrexit y su revista // Variaciones del reformismo. Tiempos y experiencias. — Rosario: FHUMYAR ediciones, 2018. — Pp. 98–137.

18. Terán O. Ideas e intelectuales en la Argentina, 1880-1980 // Ideas en el siglo. Intelectuales y cultura en el siglo XX latinoamericano. — Buenos Aires: Siglo XXI, 2004. — Pp. 13–95.

19. Tünnermann Bernheim C. La Reforma de Córdoba. Vientre fecundo de la transformación universitaria // La reforma universitaria: desafíos y perspectivas noventa años después. — Buenos Aires: CLACSO, 2008. Pp. 16–19.

20. Tünnermann Bernheim C. La reforma universitaria de Córdoba // Educación superior y sociedad. 1998. —Vol. 9, №1. — Pp. 103–127.


Рецензия

Для цитирования:


Щелчков А.А. Университетская реформа 1918 г.: создание континентальной сети научно-просветительского и студенческого сообщества в Латинской Америке. Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(4):79-95. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-79-95

For citation:


Schelchkov A.A. University Reform of 1918: Establishment of the Continental Network of Scientific, Educational and Student Community in Latin America. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(4):79-95. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-79-95

Просмотров: 395


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)