Концепция «опыта» Мори Аримасы
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-145-157
Аннотация
Статья вводит в научный оборот и реконструирует основные идеи книги Мори Аримасы «Опыт и мысль», которая впервые увидела свет в виде журнальных публикаций, вышедших в 1970–1972 гг., и никогда не переводилась на европейские языки. В центре внимания — концепция опыта, в рамках которой японский философ, живший во Франции, предпринимает сравнительный анализ социокультурных и лингвистических оснований опыта японцев и европейцев. В статье рассматриваются основные аспекты концепции Мори: понимание опыта как реальности и как субъекта, разделение двух форм опыта — универсального и личного, соотношение опыта и языка, а также опыта и мысли, теория «бинарных связей» и «мира второго лица», призванная выявить и объяснить глубинные предпосылки, определяющие специфический характер опыта японцев. Автор статьи показывает, что несмотря на увлечение западной философией и жизнь вдали от родины, Мори собственным примером подтверждает свой тезис об обусловленности первичного опыта человека его исходной культурной «глубинной предрасположенностью» и лингвистической принадлежностью. Несмотря на инокультурное окружение, сам Мори Аримаса мыслит в целом примерно в той же парадигме, что и его коллегифилософы, проживавшие в Японии. Он разделяет присущий японской философии эмпиризм, восприятие отдельного субъективного опыта как фрагмента универсального опыта, понимание субъекта как совокупности отношений, притом субъекта, включённого в познаваемую посредством опыта реальность. В заключение даётся оценка идей Мори с точки зрения подходов этноэпистемологии.
Об авторе
Л. Б. КареловаРоссия
Любовь Борисовна Карелова — кандидат философских наук, старший научный сотрудник
109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Список литературы
1. Ben-Dasan I. The Japanese and the Jews. — New York: Weatherhill, 1972. — XI, 193 p.
2. Epistemology for the Rest of the World / ed. Stich S., Mizumoto M., McCready E. — New York: Oxford University Press, 2018. — xviii, 295 p. https://doi.org/10.1093/oso/9780190865085.001.0001
3. Ethno-Epistemology: New Directions for Global Epistemology / ed. Mizumoto M., Ganeri J., Goddard C. — New York: Routledge, 2020. — 288 p. https://doi.org/10.4324/9781003037774
4. Mizuta M. Arimasa Mari’s Concept of the Experience of ‘Keiken’: The Ultimate Reality and Meaning of a Japanese Christian // Ultimate Reality and Meaning. — 1998. — Vol. 21, № 2. — Pp. 106–115. https://doi.org/10.3138/uram.21.2.106
5. Morita M. Mori and Kierkegaard: Experience and Existence // Kierkegaard and Japanese Thought. London: Palgrave Macmillan UK, 2008. — Pp. 201–218. https://doi.org/10.1057/9780230589827_12
6. Nishitani K. Understanding Japaneseness: a fresh look at Nipponjinron through Maternal-filial affection / ed. Sherrill M. — Lanham: Hamilton Books, 2016. — xvii, 250 p.
7. 和辻哲郎. 風土 [Вацудзи Тэцуро. Климат]. // 和辻哲郎全集 [Полное собрание сочинений Вацудзи Тэцуро. Т. 8.]. — Токио: Иванами сётэн. 1962a. — C. 1-256.
8. 和辻哲郎.倫理学 [Вацудзи Тэцуро. Этика]. Часть 1 // 和辻哲郎全集 [Полное собрание сочинений Вацудзи Тэцуро. Т. 10.]. — Токио: Иванами сётэн. 1962b. — 1-660 с.
9. 森有正. 経験と思想 [Мори Аримаса. Опыт и мысль]. — Токио: Иванами сётэн, 1993. — 207 с.
10. 中根千枝. タテ社会の人間関係: 単一社会の理論 [Наканэ Тиэ. Отношения между людьми в вертикальном обществе: теория единого общества]. Токио: Коданся, — 1967. 189 с.
11. 西田幾多郎. 善の研究 [Нисида Китаро. Исследование блага] // 西田幾多集 [Полн. Собр.соч. Нисиды Китаро Т. 1.]. — Токио: Иванами сётэн, 1965. — С. 1–200.
12. 萩原俊治. 森有正の「経験」[Хагихара Сюндзи. Понятие «опыт» у Мори Аримасы], 大阪府立大学紀要 (人文・社会科学)[Вестник Осакского университета (Гуманитарные и общественные науки)]. — 1997. No. 45, c.7–15.
Рецензия
Для цитирования:
Карелова Л.Б. Концепция «опыта» Мори Аримасы. Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(4):145-157. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-145-157
For citation:
Karelova L.B. Mori Arimasa’s Concept of Experience. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(4):145-157. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-145-157