Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Межкультурная коммуникация в сфере конфессионально-правовых отношений (моменты общего и особенного в России и Японии)

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-158-171

Полный текст:

Аннотация

Проблема интерпретации таких феноменов культуры, как «конфессия» и «межкультурная коммуникация», а также изучение семантического облака, сопровождающего соответствующие понятия, сохраняет свою актуальность в современном научном знании. В статье даётся анализ денотаций и коннотаций, связанных с терминами «конфессия» и «межкультурная коммуникация» в русском и японском социокультурных контекстах с позиций нового исследовательского дискурса «глокального» религиоведения, фокусирующегося на «вернакулярных» особенностях религиозности в России и Японии. Методология Case-study, включающая описание и анализ соотношения разных точек зрения на избранные религиоведческие концепты, позволяет корректировать теоретический уровень понимания проблем в соответствии с многообразием фактических коммуникативных практик. Рассмотрены сложность и драматизм коммуникации «своих» и «других» на материалах, взятых из сфер истории, массмедиа и академических институций, где «внешнее» и «внутреннее» конкретных сообществ в локальных исторических обстоятельствах может не только радикально меняться, но и специально маркироваться, вплоть до стигматизации той или иной позиции как «неправды» и «беззакония». Описаны два основных типа взаимодействия культур. Первый («этноцентризм» в терминологии М. Беннета) постулирует «непереводимость» утверждений «других», их «замкнутость», что порождает стремление уничтожить «чуждое». Второй («этнорелятивизм») фокусируется на их «открытости» и «родственности», предполагает стремление взглянуть на реальность глазами другой стороны, расширив свои возможности и приняв разнообразие, что позволяет начать «диалог». «Обычное», как и «странное», выступают при этом как две перспективы оценки любой «самобытности» в качестве некоторого «единства», где позитивное, как и негативное, призвано способствовать достижению понимания. Феномен «единства» как «сходства неразличимого», с одной стороны, и, с другой, как системного «единства многоразличного», рассматривается в контексте дистанцирования «экстралингвистических» социальных фактов от обозначающих их терминов, показав последние как особенные «воображенные единства» и описания «аутопойетических систем».

Об авторах

С. Такахаси
Государственный Университет Кюсю
Япония

Санами Такахаси — PhD (философия), доцент гуманитарно-экологического факультета

744 Мотоока, Ниши-ку, Фукуока, 819-0395



Е. И. Аринин
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Россия

Евгений Игоревич Аринин — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и религиоведения Гуманитарного института

600000, Владимир, ул. Горького, 87



И. В. Погодина
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Россия

Ирина Владимировна Погодина — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой финансового права и таможенной деятельности Юридического института

600000, Владимир, ул. Горького, 87



Список литературы

1. Аринин Е. И., Маркова Н.М., Такахаси С. Термин «религия» в контексте «глокального» подхода к межкультурной коммуникации в России и Японии // Концепт: философия, религия, культура. 2019. — № 4. — С. 164–177. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-164-177

2. Быкова С.А. Культура народов России и Японии в пособии по устному переводу // Японский язык в вузе: актуальные проблемы преподавания. Материалы международной научно-методической конференции. — Москва: Ключ-С, 2020. — С. 52–59.

3. Ермакова Л.М. Когда раскрылись Небо и Земля: Миф, ритуал, поэзия ранней Японии. Т.1. Исследования. — Москва: Наука, 2020. — 438, [1] с.

4. Ивано М. Воспитание межкультурной компетенции как цель высшего образования: актуальность программы «Глобализация Японии» в Префектурном университете Ямагути // Ярославский педагогический вестник. — 2018. — № 5. — С. 392–398. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10190

5. Коробейникова Л.А. Глобализация в контексте культурного разнообразия // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2018. — № 30. — С. 73–80. https://doi.org/10.17223/22220836/30/8

6. Коробейникова Л.А., Водопьянова Е.В. Гибридная глобализация: идеи и концепции // Вестник Томского государственного университета. — 2019. — № 447. — С. 83–87.

7. Куропятник А., Куропятник М. Постмультикультурализм и культурное разнообразие в эпоху глобализации // Международные процессы. — 2018. — Т. 16, № 1. — С. 29–39. https://doi.org/17994/IT.2018.16.1.52.3

8. Родичева И.С., Новикова О.С. Философия дзэн-буддизма как фактор становления самоидентификации в японском обществе // Идеи и идеалы. — 2019. — Т. 11, № 4–2. — С. 429–442. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2019-11.4.2-429-442

9. Симония Н.А., Торкунов А.В. Новый мировой порядок: от биполярности к многополюсности // Полис. Политические исследования. — 2015. — № 3. — С. 27–37. https://doi.org/10.17976/jpps/2015.03.03

10. Суханова Н.А. История Японской Православной Церкви в XX веке. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2013. — 376 с.

11. Трубникова Н.Н. Рассуждения о Японии как «Стране богов» в XIII в. // Вопросы философии. 2012. — № 8. — С. 85–94.

12. Христофорова О.Б. Опознать беса. Часть 1: Вернакулярные теории болезней и методы символического лечения // In Umbra: демонология как семиотическая система: альманах № 5. — Москва: Индрик, 2016. — С. 259-275.

13. Чугров С.В. Мягкое притяжение Японии // Полис. Политические исследования. — 2015. — № 6. С. 53–67. https://doi.org/10.17976/jpps/2015.06.08

14. Шарков Ф.И., Якушина О.И. Концептуальные модели межкультурных отношений в процессе формирования идентичностей индивидов и групп // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2020. — № 2. — С. 385–404. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.769

15. Япония XXI Nova: эра и век: Исследования российских и зарубежных учёных, посвящённые наступлению девиза годов Рэйва [Вопросы японоведения» №8] / В.М. Алпатов, С.И. Амара, Е. Аракава [и др.]. — Санкт-Петербург: Art-xpress, 2020. — 626 с.

16. Fujiwara Satoko, Survey on Religion and Higher Education in Japan // Japanese Journal of Religious Studies. — 2005. — Vol 32, No. 2. — Pp. 353–370. https://doi.org/10.18874/jjrs.32.2.2005.353-370

17. Gatling B. There isn’t belief, just believing: Rethinking belief as a keyword of folklore studies // Journal of American Folklore. — 2020. — Vol. 133, № 529. — P. 307–328. https://doi.org/10.5406/jamerfolk.133.529.0307

18. Ginzburg C. Il formaggio e i vermi: il cosmo di un mugnaio del ’500. — Torino: Einaudi, 1976. — xxxi, 196 p.

19. Illman R., Czimbalmos M. Knowing, being, and doing religion: Introducing an analytical model for researching vernacular religion // Temenos. — 2020. — Vol. 56, № 2. — P. 171. https://doi.org/10.33356/temenos.97275

20. Mullins M.R. Christianity Made in Japan: A Study of Indigenous Movements. — Honolulu: University of Hawaii Press, 1998. — 288 pp.

21. Nakano R., Zhu Y. Heritage as soft power: Japan and China in international politics // International Journal of Cultural Policy. — 2020. — Vol. 26, № 7. — Pp. 869–881. https://doi.org/10.1080/10286632.2020.1845322

22. Otmazgin N. An “East Asian” Public Diplomacy? Lessons from Japan, South Korea, and China // Asian Perspective. — 2021. — Vol. 45, № 3. — Pp. 620–624. https://doi.org/10.1353/apr.2021.0029

23. Primiano L.N. Vernacular Religion and the Search for Method in Religious Folklife // Western Folklore. 1995. — Vol. 54, № 1. — P. 37. https://doi.org/10.2307/1499910

24. Tamaki T. Repackaging national identity: Cool Japan and the resilience of Japanese identity narratives // Asian Journal of Political Science. — 2019. — Vol. 27, № 1. — Pp. 108–126. https://doi.org/10.1080/02185377.2019.1594323

25. Winkler S.C. ‘Soft power is such a benign animal’: narrative power and the reification of concepts in Japan // Cambridge Review of International Affairs. — 2019. — Vol. 32, № 4. — Pp. 483–501. https://doi.org/10.1080/09557571.2019.1623171


Рецензия

Для цитирования:


Такахаси С., Аринин Е.И., Погодина И.В. Межкультурная коммуникация в сфере конфессионально-правовых отношений (моменты общего и особенного в России и Японии). Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(4):158-171. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-158-171

For citation:


Takahashi S., Arinin E.I., Pogodina I.V. Intercultural Communication in Confessional Legal Relations (Common and Particular in Russia and Japan). Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(4):158-171. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-158-171

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)