Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ДОВЕРИЕ К ПРАВУ» КАК КУЛЬТУРФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ И ОСНОВАНИЯХ ФОРМАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ

Полный текст:

Аннотация

В наши дни проблема усиления действенности права как механизма социального регулирования всё чаще требует углублённого изучения условий доверия к праву как социальному институту. А это, в свою очередь, заставляет обратиться к анализу его источников, то есть заново проделать работу, приведшую новоевропейское сознание к идее автономии морали. Можно ли и в самом деле лишить право опоры на некие исходные «нравственные основы», а последние, в свою очередь, полностью лишить опоры на религиозный контекст? Тем более, что в современном социогуманитарном знании всё чаще акцентируется исходный синкретизм, разложение которого знаменовало эпоху рождения логоса и возвращение которого в эпоху возрождения мифа видится вполне предсказуемым. Сегодня мы наблюдаем в ряде государств то, что с позиции традиционных ценностей невозможно назвать ничем другим, кроме как попыткой введения порока в правовое поле. В сознании многих людей укладывается мысль, что проституция - это такая же профессия, как врач или учитель, что между семьёй и сожительством нет разницы. На очереди - признание однополых браков в некоторых деноминациях, позиционирующих себя как ветви единого древа христианства. Но ведь с точки зрения мировых религий порок не становится более допустимым, если он возведён в правовые рамки. Реальность в этом случае превращается в постоянный поиск индивидом наиболее короткого пути к удовлетворению эгоистических потребностей без оглядки на моральные ограничения. И как это сочетать с постулатом, что именно с установления этих границ начинается культура? В погоне за отражением стремительно меняющейся реальности право рискует выродиться в «пустой» пакет манипулятивных технологий, легализующих власть «желаний». При этом оно обречено на потерю своих ключевых признаков: установки на общезначимость справедливых норм и легитимизирующую силу, основанную на исходном доверии к праву как институту. Стремление превратить право в самодостаточный «идеальный объект», оторванный от связи с религиозными и философскими представлениями о достойном и недостойном в поведении человека, лишает его действенности, обесценивая его консолидирующую роль в обществе; а также предвосхищает репрессии в отношении людей, иначе воспринимающих моральную норму.

Об авторе

В. Р. Легойда
ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел РФ»
Россия


Список литературы

1. Аверинцев С.С. Религия и культура. Tenafly, NJ, Эрмитаж. 144 с.

2. Барт Р. Мифологии / Пер., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. М.: Академический проект, 2010. 352 с.

3. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Париж: YMCA-Press, 1990. 596 с.

4. Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Между дуализмом и соборностью (Проблема и механизмы интеграции в современном обществе) // Общественные науки и современность. 1998. № 4. С. 61-74.

5. Глаголев В.С. Правовая культура в системе национальных ценностей // Право и управление. XXI век. 2015. № 4. С. 33-38.

6. Глаголев В.С. Религиозно-этническое наполнение образов «свой» и «чужой» в динамике политической конъюнктурности / Диалог культур и пространство цивилизаций. Международные Лихачевские научные чтения. Российская академия наук, Российская академия образования, Конгресс петербургской интеллигенции, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. 2014. С. 362-365.

7. Гусейнов А.А. Философия как этический проект // Вопросы философии. 2014. № 5. С. 16-26.

8. Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М., 2003. 368 с.

9. Доусон К.Г. Религия и культура. СПб.: Алетейя, 2000. 281 с.

10. Зорькин В.Д. Доверие к праву - путь разрешения глобальных кризисов: Лекция для участников Международного юридического форума. Санкт-Петербург. 19 мая 2016. [Электронный ресурс] // Российская газета. 2016. 19 мая. URL: https://rg.ru/2016/05/19/valerij-zorkin-zapadnye-elity-naviazyvaiut-miru-chuzhdye-narodu-cennosti.html (дата обращения: 21.09.2017).

11. Рекош К.Х. Влияние толкования на правовой дискурс // Вестник МГИМО Университета. 2011. № 6. С. 209-216.

12. Сардарян Г.Т. О политической этике и мировом демократическом развитии // Политика и общество. 2014. № 10. С. 1212-1218.

13. Сергеев В.М. Демократия как переговорный процесс / Моск. Обществ. Науч. Фонд. М. : ООО «Издат. центр науч. и учеб. программ», 1999. 147 с.

14. Силантьева М.В. Философия права в глобализирующемся мире: образовательный проект и общественный заказ // Право и управление. XXI век. 2011. № 3. С. 3-12.

15. Соловьев В.С. Оправдание добра. М., 2012. 656 с.

16. Тульпе И.А. Мифология. Искусство. Религия.- СПб.: Наука, 2012. 380 с.

17. Harrison J.E. Prolegomena to the Study of Greek Religion. Cambridge, 1903. 720 р.


Для цитирования:


Легойда В.Р. ДОВЕРИЕ К ПРАВУ» КАК КУЛЬТУРФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ И ОСНОВАНИЯХ ФОРМАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ. Концепт: философия, религия, культура. 2017;(4):25-32.

For citation:


Legoyda V.R. TRUST IN LAW «AS A CULTURAL PHILOSOPHICAL PROBLEM: THE QUESTION OF THE SOURCES AND FOUNDATIONS OF FORMAL SOCIAL REGULATORS. Concept: philosophy, religion, culture. 2017;(4):25-32. (In Russ.)

Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)