Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Народная религия как феномен межкультурной коммуникации: концептуализация понятия «родного» / «вернакулярного»

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-1-21-125-137

Аннотация

Актуальность статьи основывается на необходимости разработки концептуального аппарата, учитывающего двойственность феномена религии, выступающего, как институт некоторой «конфессии», описывающий себя с позиций узаконенных им самим определённых норм. При этом он же выступает как «народное», «личное» и «живое» верование, непосредственно переживаемое индивидом. Предметом данного исследования является трансформация подходов к феномену «народная религия», актуализированная религиоведением, специализирующимся на проблемах антропологии и фольклористики. Методологической основой статьи выступает анализ семантики в русскоязычных и иностранных первоисточниках, представленных в лингвистических корпусах. Новизну исследования составляет анализ понимания религии через призму различений основных коннотаций слова «народ» в российских текстах XI–XX вв. В ходе исследования выявлено изменение семантики: древняя альтернатива «вече» / «чернь» сменяется различением «российские подданные» / «крестьяне/христиане», носителей «народной мудрости» / «народных суеверий», которое замещается конструированием поэтики универсальных образов «единомыслия народа» и «строителя социализма/коммунизма». Понимание солидарности как религии «единомыслия» трансформируется от идеала «правоверия» князя Владимира, противопоставившего «веру христиан» и «суеверия язычников», через альтернативу «верных христиан» / «неверных басурман» к дистанцированию «православных христиан» / «раскольников», сменяясь поисками путей реализации идеала триады «самодержавие, православие, народность» (XIX в.), радикально трансформированного в СССР. В качестве новых перспектив описания религии как индивидуальных, локальных и повседневных проявлений индивидуальной и групповой религиозности предлагается использовать понятия «частная (vernacular) религия» (Л. Примиано, А.А. Панченко), «вернакулярная религиозность» (Д.А. Радченко, Н.В. Крюкова). В статье прослеживается история включения термина «vernacular» в социальное самоописание, начиная с античных текстов до настоящего времени и отражается его перспективность для религиоведения, когда религия исследуется как уникальный аспект повседневной практики определенной социальной группы или индивида.

Об авторах

Н. М. Маркова
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Россия

Наталья Михайловна Маркова — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и религиоведения

600000, Владимир, ул. Горького, 87



М. С. Лютаева
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Россия

Мария Сергеевна Лютаева — преподаватель кафедры философии и религиоведения

600000, Владимир, ул. Горького, 87



Список литературы

1. Аринин Е.И., Глаголев В.С., Маркова Н.М. Парадоксы идентичности с ἄθεος и religio в религиоведческих дискуссиях современной России // Вопросы философии. — 2021. — № 9. — С. 152–162. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-152-162

2. Бойм С.Ю. Будущее ностальгии. — Москва: Новое литературное обозрение, 2019. — 671 с.

3. Живов В.М. Суеверия и забобоны // Эволюция понятий в свете истории русской культуры. Москва: Языки славянских культур, 2012. — С. 130–150.

4. Козеллек Р.К вопросу о темпоральных структурах в историческом развитии понятий // История понятий, история дискурса, история метафор. — Москва: Новое литературное обозрение, 2010. С. 21–33.

5. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. — Москва: О.Г.И., 2002. — 544 с.

6. Радченко Д.А. «Не забывайте Бога»: вернакулярная религиозность советских «святых писем» // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. Востоковедение. — 2018. № 9. — С. 90–101. https://doi.org/10.28995/2073-6355-2018-9-90-101

7. Харви Г. Секс, еда и незнакомцы. Религия как повседневная жизнь. — Москва: Новое литературное обозрение, 2020. — 362 с.

8. Шевченко М.М. Понятие «теория официальной народности» и изучение внутренней политики императора Николая I // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. — 2002. — № 4. С. 89–104.

9. Эпштейн М. Н. Религия после атеизма. Новые возможности теологии. — Москва: АСТ, 2013. 414 с.

10. Anderson B.R.O. Imagined communities: reflections on the origin and spread of nationalism. — London; New York: Verso, 1983. — 160 p.

11. Primiano L.N. Vernacular Religion and the Search for Method in Religious Folklife. // Western Folklore. 1995. — №1. — P. 37–56. https://doi.org/10.2307/1499910

12. Ramminger J. Humanists and the Vernacular: Creating the Terminology for a Bilingual Universe // Renæssanceforum. — 2010. — Vol. 6. — P. 1–22.


Рецензия

Для цитирования:


Маркова Н.М., Лютаева М.С. Народная религия как феномен межкультурной коммуникации: концептуализация понятия «родного» / «вернакулярного». Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(1):125-137. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-1-21-125-137

For citation:


Markova N.M., Liutaeva M.S. People’s Religion in Cross-Cultural Communication: Conceptualization of Native / Vernacular. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(1):125-137. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-1-21-125-137

Просмотров: 893


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)