Выставка «Встретиться с ними» как инструмент формирования исторической памяти в Уругвае
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-1-21-154-166
Аннотация
На примере выставки «Встретиться с ними» (Encontrarte con Ellos), открывшейся в Музее изящных искусств им. Х.М. Бланеса (г. Монтевидео, Уругвай), в статье рассматривается процесс рефлексии по поводу трагических событий национальной истории, а именно — преступлений периода уругвайской диктатуры 1970–1980-х гг. В фокусе внимания исследования находится вопрос, насколько коммеморация вокруг болезненно переживаемых событий способна консолидировать общество. Актуальный процесс формирования коллективной памяти уругвайского общества рассмотрен с точки зрения инициативы художественной интеллигенции, собравшей из первых рук свидетельства о жизни похищенных и затем «исчезнувших» диссидентов. Выставка предстаёт как детально продуманный социокультурный проект, который объединил документальные свидетельства и созданные живописцами визуальные образы «молчащих» жертв политических репрессий, причём «музей аффекта» в данном случае выступает одновременно как «место памяти». Проект призван повысить осведомлённость общества о раскрываемой художниками проблематике, поэтому он при определённых условиях может быть представлен как шаг в конструировании национальной и локальной идентичности. Концепция выставки благоприятствует достижению этих целей, однако степень их реализации возможно будет оценивать лишь по прошествии времени. В то же время реакция некоторых представителей официальной власти на данную инициативу, а также шаги, предпринимаемые государственными учреждениями для реализации собственных проектов и поддержки инициатив гражданского общества в этой сфере, показали, что по крайней мере часть элиты Уругвая в значительной степени развёрнута в сторону принятия подобных проявлений гражданской позиции.
Об авторе
О. Л. КраевРоссия
Олег Леонидович Краев — аспирант кафедры философии
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Бонами З. Музей в дискурсе аффекта // Политика аффекта музей как пространство публичной истории. — Москва: Новое литературное обозрение, 2019. — С. 51–78.
2. Глущенко Г.Ю. История versus память: к проблеме взаимосвязи истории и памяти // Философская мысль. — 2018. — № 1. — С. 37–50. https://doi.org/10.25136/2409-8728.2018.1.21578
3. Дабагян Э.С. Уругвай: уроки демократии. //Латинская Америка. — 2020. — № 8. — С. 20–28. https://doi.org/10.31857/S0044748X0010344-7
4. Емельянова Т.П. Коллективная память о событиях Отечественной истории: социально-психологический подход. — Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. — 299 с.
5. Жуков Д.С. Коллективная память: ключевые исследовательские проблемы и интерпретации феномена. // Ineternum. — 2013. — № 1. — С. 6–16.
6. Зубанова Л.Б. «Медиумы памяти» в элитарно-гуманитарном типе медиадискурса // Вопросы литературы и журналистики в контексте сохранения гуманистических ценностей. — Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. — С. 162–170.
7. Иванов Н.С. «Аутогольпе» 1973 г. в Уругвае и судьба правого авторитарного режима Х.М. Бордаберри. // Латиноамериканский исторических альманах. — 2019. — № 24. — С. 139–160. https://doi.org/10.32608/2305-8773-2019-24-1-139-160
8. Мартынов Б.Ф. Латиноамериканский популизм: некоторые размышления по поводу. // Латинская Америка. — 2020. — № 2. — С. 19–29. https://doi.org/10.31857/S0044748X0008142-5
9. Нора П. Проблематика мест памяти. // Франция-память — Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — С. 17–50.
10. Романовская Е.В. Морис Хальбвакс: культурные аспекты памяти. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. —2010. — Т. 10, № 3. — С. 39-44.
11. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. — Москва: Новое издательство, 2007. — 346 с.
12. Ariely G. National Days, National Identity, and Collective Memory: Exploring the Impact of Holocaust Day in Israel // Political Psychology. — 2019. — Vol. 40, № 6. — P. 1391–1406. https://doi.org/10.1111/pops.12595
13. Belmonte A., Rochlitz M. Collective memories, propaganda and authoritarian political support // Economic Systems. — 2020. — Vol. 44, № 3. — 100771. https://doi.org/10.1016/j.ecosys.2020.100771
14. Cremaschi M. Place is memory: A framework for placemaking in the case of the human rights memorials in Buenos Aires // City, Culture and Society Volume. — 2021. — Vol. 27. — 100419. https://doi.org/10.1016/j.ccs.2021.100419
15. Ding I., Slater D., Zengin H. Populism and the Past: Restoring, Retaining, and Redeeming the Nation // Studies in Comparative International Development. — 2021. — Vol. 56, № 2. — P. 148–169. https://doi.org/10.1007/s12116-021-09333-w
16. Erll A. The ‘Indian Mutiny’ as a Shared Site of Memory: A Media Culture Perspective on Britain and India // Memory, history and colonialism: engaging with Pierre Nora in colonial and postcolonial contexts. London: German Historical Institute London, 2009. — P. 117–148.
17. Feldman J.P. Memories before the State Postwar Peru and the Place of Memory, Tolerance, and Social Inclusion. — New Brunswick: Rutgers University Press, 2021. — x, 198 p. https://doi.org/10.36019/9781978809574
18. García Portilla J. b) Uruguay: Extreme Positive Case Study (Latin America) // “Ye Shall Know Them by Their Fruits’’: A Mixed Methods Study on Corruption, Competitiveness, and Christianity in Europe and the Americas. — Cham: Springer International Publishing, 2022. — P. 299–307. https://doi.org/10.1007/978-3-030-78498-0_19
19. McSherry J.P. Operation Condor and Transnational State Violence against Exiles // Journal of Global South Studies. — 2019. — Vol. 36, № 2. — P. 368–398. https://doi.org/10.1353/gss.2019.0042
20. National Identity Can be Comprised of More Than Pride: Evidence From Collective Memories of Americans and Germans / Su Young Choi, M. Abel, A. Siqi-Liu, S. Umanath, // Journal of Applied Research in Memory and Cognition. — 2021. — Vol. 10, № 1. — P. 117–130. https://doi.org/10.1016/J.JARMAC.2020.09.004
21. Rigney A. Remaking memory and the agency of the aesthetic // Memory Studies. — 2021. — Vol. 14, № 1. — P. 10–23. https://doi.org/10.1177%2F1750698020976456
22. Smith Jr. F. On Time, (In)equality, and Death // Michigan Law Review. — 2021. — № 120.2. — P. 195-263. https://doi.org/10.36644/mlr.120.2.time
23. Winter J. Sites of Memory // Memory: Histories, Theories, Debates. — New York: Fordham University Press, 2010. — P. 312–324. https://doi.org/10.26530/OAPEN_626982
24. Zerubavel Y. Recovered roots: collective memory and the making of Israeli national tradition. — Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1995. — XX, 340 p.
25. Zirugo D. Audiences as Agents of Collective Memory — Implications for Press Criticism and Journalism Boundaries // Journal of Broadcasting & Electronic Media. — 2021. — Vol. 65, № 2. — P. 270–288. https://doi.org/10.1080/08838151.2021.1933984
Рецензия
Для цитирования:
Краев О.Л. Выставка «Встретиться с ними» как инструмент формирования исторической памяти в Уругвае. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(1):154-166. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-1-21-154-166
For citation:
Kraev O.L. The Exhibition Meet Them as a Tool for Shaping Historical Memory in Uruguay. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(1):154-166. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-1-21-154-166