Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ НАЧАЛА ХХ В

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается бинарный характер русской культуры первых пореволюционных лет, являющейся частью мировой культуры и вместе с тем сохраняющей свою уникальность и самобытность. Парадоксальность отдельных фактов русской истории, а именно события революции 1917 года, нашли отражение в особенностях художественного сознания русских писателей, репродуцируясь в трагическом характере их произведений. В отличие от западноевропейского художественного творчества, для русской литературы первых послереволюционных лет характерна не троичность, а дуализм художественных изысканий. Бинарные построения русской культуры нередко направлены на полное уничтожение предыдущего опыта в философско-эстетической системе как несовершенного и нежизнеспособного. Построения русской культуры в двуполюсном художественном пространстве определялись высшими ценностными ориентирами. Однако русская жажда абсолютной свободы на практике оборачивалась кровью и насилием, абсолютизация любви - враждой и ненавистью. Это выражалось в стремлении писателей свести европейскую триаду к диаде, путь компромисса и поиска истины представить как путь над схваткой, путь в никуда. Поддерживая мысль теоретиков литературоведения о дуальной основе русской культуры, мы рассматриваем возникновение новых гуманистических смыслов, осуществляющихся между полюсами дуальной оппозиции. Здесь имеется в виду не срединная плоскость, а сфера, находящаяся вне этих основных зон. Лучшие образцы русской литературы первых послереволюционных лет устремлены к преодолению дуальности, равновесию полюсов, к прорыву в новые художественные сферы.

Об авторах

М. М. Полехина
Московский государственный институт международных отношений (университета) МИД России
Россия


Н. О. Осипова
Вятский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. 320 с.

2. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования. Взгляд из России // Вопросы философии. 1995. №12. С. 3-20.

3. Бахтин М.M. Собрание сочинений. В 7 т. Т.5. М.: Русские словари, 1996. 732 с.

4. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 301 с.

5. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. Т. I. М.: Искусство, 1994. 542 с.

6. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. II. М.: Искусство, 1994. 510 с.

7. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли ХIХ века и начала ХХ века. Париж: YMCA-Press, 1971. 540 с.

8. Бунин И. Окаянные дни. М.: Молодая гвардия, 1991. 336 с.

9. Вейдле В. О поэтах и поэзии. Париж: YMCA-Press, 1973. 204 с.

10. Волошин М. Стихотворения и поэмы. В 2-х томах. Т. I. Париж: YMCA-Press, 1982. 379 с.

11. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Ю.М. Лотман. Об искусстве. СПб.: Искусство - СПБ, 1998. 487с.

12. Маяковский В.В. Полное собрание сочинений. В 13-ти т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955-1961. Т. 1 - 464 с., Т. 2 - 520 с., Т. 3 - 640 с., Т. 4 - 452 с., Т. 5. - 480 с., Т. 6 - 544 с., Т. 7 - 535 с., Т. 8 - 459 с., Т. 9 - 611 с., Т. 10 - 384 с., Т. 11 - 703 с., Т. 12 - 716 с., Т. 13 - 628 с.

13. Осипова Н.О. Поэзия русской эмиграции как семиотическая система // «В рассеянии сущие…»: культурологические чтения «Русская эмиграция ХХ века»: сб. докл. / Отв. редактор И.Ю. Белякова. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2006. 384 с.

14. Полехина М.М. Творчество Марины Цветаевой в контексте культуры: учебное пособие к спецкурсу для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений (для бакалавриата). М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 244 с.

15. Полехина М.М. Художественные искания в русской поэзии первой трети ХХ века (М. Цветаева и В. Маяковский. Художественная космогония). М.: Прометей, 2002. 308 с.

16. Сазонова Ю. Тема смерти в современной советской литературе // Современные записки. 1928. №35. С. 493-506.

17. Федотов. Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии руссской истории и культуры. В 2 т. Т.1. СПб.: София, 1991. 216 с.

18. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.

19. Цветаева М. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 5. М.: Эллис Лак, 1994. 720 с.

20. Эпштейн М. Религия после атеизма. Новые возможности теологии. М.: АСТ- Пресс, 2013. 416 с.


Для цитирования:


Полехина М.М., Осипова Н.О. РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ НАЧАЛА ХХ В. Концепт: философия, религия, культура. 2017;(4):41-50.

For citation:


Polekhina M.M., Osipova N.O. RUSSIAN REVOLUTION IN PHILOSOPHICAL-AESTHETIC PARADIGM OF LITERATURE AND CULTURE OF THE EARLY TWENTIETH CENTURY. Concept: philosophy, religion, culture. 2017;(4):41-50. (In Russ.)

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)