Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Культура ведения студенческих дебатов: когда не надо спорить

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-138-146

Полный текст:

Аннотация

Публичное выступление как форма коммуникации требует развития навыков взаимодействия оратора с аудиторией, где последней отводится всё более активная роль. Востребованной моделью подобного общения в культурном пространстве современного вуза всё чаще становятся дебаты. Цель данного исследования — выявить особенности организации и проведения дебатов с целью развития профессионализма и лидерского потенциала студентов в ходе изучения курса «Русский язык как иностранный» (РКИ). Задачи, поставленные в работе, предполагают 1) уточнение основных подходов к значению устной коммуникации и роли в ней дебатов для формирования базовых компетенций современных студентов; 2) изучение структуры типовых модулей публичных выступлений; 3) выявление проблем, с которыми сталкиваются современные студенты в ходе речевой коммуникации; 4) обоснование преимуществ использования дебатов для развития необходимых общекультурных, профессиональных и коммуникативных качеств будущего профессионала. Методологическую базу данного исследования составили труды в области теории коммуникации, языка делового общения, культуры речи, педагогики и методики преподавания русского языка в иностранной аудитории. В качестве методов исследования использовались анкетирование и интервью; применялся контент-анализ и case study. В результате доказано, что параллельное решение таких педагогических задач, как формирование ответственности, самостоятельности и повышение социальной активности требует совершенствования общекультурных, исследовательских и коммуникативных навыков, чему в высокой степени способствует использование в образовательном процессе такой формы, как дебаты. Поскольку коммуникативная культура и шире — качественная подготовка студентов к будущей профессиональной карьере требует развития лидерского потенциала, уместно использовать дебаты в качестве инструмента развития этого качества в процессе преподавания РКИ.

Об авторе

А. А. Васильева
МГИМО МИД России
Россия

Анна Александровна Васильева — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка

119454, Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Буряк Н.Ю. Язык и личность в контексте информационно-коммуникативной культуры // Теория и практика общественного развития. — 2011. — No5. — С. 119–122.

2. Вознесенский К.А., Васильева А.А. Смысловое чтение текста в обучении иностранных студентов русскому языку // Общество: социология, психология, педагогика. — 2018. — No 11. — С. 81-85. https:// doi.org/10.24158/spp.2018.11.14

3. Галеев А.О. Феномен массовой культуры в современном обществе информационных технологий: проблемы и перспективы // XXIV Туполевские чтения (школа молодых ученых). — Казань: ИП Сагиева А.Р., 2019. — С. 26-28.

4. Девдариани Н.В., Рубцова Е.В. Проблема формирования аудитивных навыков у студентов-иностранцев при обучении русскому языку // Балтийский гуманитарный журнал. — 2018. — Т. 7, No 4. — С. 243–245.

5. Иноземцев Е.В. Влияние современных информационных технологий и средств коммуникации на культуру современного общества // Общество и личность: гуманистическая идея в теории и практике. — Ставрополь: Северо-Кавказский социальный институт, 2016. — С. 117-118.

6. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодернизма. — Москва: Институт экспериментальной социологии, 1998. — 160 с.

7. Меликова О.С., Меликова Т.А., Прокудайло Т.Н. Учёт потребностей коммуникации при развитии речевых навыков в процессе обучения русскому языку // Иностранный язык в сфере межкультурной и профессиональной коммуникации. — Ростов-на-Дону: Ростовский государственный медицинский университет, 2019. — С. 86-93.

8. Менегетти А. Психология лидера. — Москва: Онтопсихология, 2004. — 253 с.

9. Попонова М.А., Савельева И.С. Использование информационно-коммуникативных технологий при обучении иностранному языку (английский язык) // Наука и образование: новое время. — 2019. — No1. — С. 684-691.

10. Чудайкина Г.М., Логинова Н.Ю., Костоварова В.В. Особенности применения метода case study в преподавании иностранного языка в высшей школе // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2016. — Т.10, No1. –– С. 66–73. https://doi.org/10.12737/17739

11. Штехман Е.А., Мельник Ю.А. Речевое общение на занятиях по русскому языку как иностранному с использованием ситуационных задач // Филология и культура. — 2017. — No1. — С. 136–141.

12. Fostering elementary school children’s public speaking skills: A randomized controlled trial / E. Herbein, J. Golle, M. Tibus, et al. // Learning and Instruction. — 2018. — Vol. 55, No 1. — P. 158–168. https://doi. org/10.1016/j.learninstruc.2017.10.008

13. Goberman A.M., Hughes S., Haydock T. Acoustic characteristics of public speaking: Anxiety and practice effects // Speech Communication. — 2011. — Vol. 53, No 6. — P. 867–876. https://doi.org/10.1016/j. specom.2011.02.005

14. Granström B., House D. Audiovisual representation of prosody in expressive speech communication // Speech Communication. — 2005. — Vol. 46, No 3–4. — P. 473–484.

15. Prabavathi R., Nagasubramani P.C. Effective oral and written communication // Journal of Applied and Advanced Research. — 2018. — Vol. 3, No Suppl. 1. — P. S29–S32. https://doi.org/10.21839/jaar.2018. v3iS1.164


Рецензия

Для цитирования:


Васильева А.А. Культура ведения студенческих дебатов: когда не надо спорить. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(2):138-146. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-138-146

For citation:


Vasilyeva A.A. The Culture of Student Debate: When not to Argue. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(2):138-146. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-138-146

Просмотров: 132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)