Эволюция диалога российского и итальянского кинематографа
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-159-168
Аннотация
Взаимодействие российского и итальянского кинематографа возможно исследовать в нескольких ракурсах: как часть коммуникационной системы, как коммуникативный процесс в сфере культурных практик двух стран, и, наконец, как межкультурный диалог, который связывает воедино коммуникации, коммуникативы и художественно-культурные контакты, имплицированные в механизмы феномена мягкой силы как взаимное притяжение, устойчивое позитивное отношение, обретение, наращивание, сохранение культурного опыта. В данном качестве взаимодействие в сфере кинематографа проявляется и как обретение творческого художественного единства в рамках большого и малого времени культуры (М.М. Бахтин), и как воплощение механизма динамики диалога культур: параллелизм, дихотомия, культурный лаг и шаг новизны, культурное ускорение и др. Всё это позволяет выявить не только историческую эпюру культурно-диалогического взаимодействия кинематографа России и Италии, но и проследить эволюцию культурно-диалогического взаимодействия на примере кинодиалога двух стран, определить и охарактеризовать этапы культурного диалога двух кинематографических центров, выяснить их содержательную специфику, рассмотрев культурно-художественные векторы и вписав всё это в систему культурно-дипломатических взаимоотношений стран. Историко-компаративный анализ культурно-диалогического взаимодействия позволяет выделить следующие этапы: косвенное диалогическое взаимодействие; коммуникативное заимствование как практико-ориентированный культурный диалог; отложенное и возвращённое диалоговое взаимодействие; активизация межкультурного диалога; диалоговое взаимодействие кинематографа России и Италии в условиях глобализации и информатизации; допандемийный процесс взаимодействия кинематографа России и Италии. Выделенные этапы имеют специфику содержания, формы и инструментария. В контекст культурно-исторического анализа вовлечён массив научных источников отечественных и зарубежных авторов, данные из документов межгосударственных связей и отношений, мемуарная литература деятелей кино России и Италии.
Об авторе
Т. А. ДоронинаРоссия
Татьяна Анатольевна Доронина — главный редактор журнала «Apollo: культура, искусство, путешествия»
143082, Московская область, г.о. Одинцовский, д. Жуковка, д. 123, помещение 9А, офис 4
Список литературы
1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Социокультурная динамика России. Т.I. От прошлого к будущему. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. — 804 с.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — Москва: Искусство, 1979. — 423 с.
3. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. — Санкт-Петербург: Азбука, 2000. — 332 с.
4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетика. Исследования разных лет. — Москва: Художественная литература, 1975. — 502 с
5. Библер В.С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. — Москва: Русское феноменологическое общество, 1997. — 440 с.
6. Гуэрра Т. Уйти, как прийти. — Москва: Бослен, 2015. — 301 с.
7. Евтушенко Е. Письмо Витторио Страде // Vittorio: международный научный сборник, посвященный 75-летию Витторио Страды. — Москва: Три квадрата, 2005. — С. 15‒19.
8. Италия ‒ Россия. Век кино / под ред. О. Страды. — Москва: ABCdesign, 2020. — 415 c.
9. Кузнецова Т. В., Ремизов В. А. Теория и практика современных культурных процессов в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. —2014. — No 2. — С. 15‒25.
10. Кураш А.П. Неизвестное кино Италии: 1920 год // Телекинет. — 2020. — No 2. — С. 26‒90.
11. Лидзани К. Итальянское кино. — Москва: Искусство, 1956. — 194 с.
12. Муратов Л.Г. Итальянский экран: Антивоенная и антифашистская тема. — Ленинград: Искусство, 1971. — 124 с.
13. Паршин П.Б. Мягкая сила в лабиринте дискуссий. — Москва: МГИМО–Университет, 2020. — 285 с.
14. Салынский Д.А. Киногерменевтика Тарковского. — Москва: Квадрига, 2009. — 573 с.
15. Сараф М.Я. Культурная инновация. — Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2010. — 120 c.
16. Тарковский А. Мартиролог: Дневники: 1970-1986. — Флоренция: Международный Институт им. Андрея Тарковского, 2008. — 620 c.
17. Barbaro U. Il film e il risarcimento marxista dell’arte. — Roma: Ed. Riuniti, 1960. — XXIII, 343 p.
18. Baschiera S. New Wave Italian Style // Italian Studies. — 2012. — Vol. 67, No 3. — P. 360–374. https://doi. org/10.1179/0075163412Z.00000000024
19. Chiarini L. Il film nella battaglia delle idee. — Milano: Bocca, 1954. — 296 p.
20. Riva M. Old masters, new trends: contemporary Italian cinema in the light of neo-neorealism // Journal of Modern Italian Studies. — 2003. — Vol. 8, No 2. — P. 284–298. https://doi.org/10.1080/135457103200007 8301
Рецензия
Для цитирования:
Доронина Т.А. Эволюция диалога российского и итальянского кинематографа. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(2):159-168. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-159-168
For citation:
Doronina T.A. The evolution of the dialogue between Russian and Italian Сinema. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(2):159-168. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-159-168