Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ЧЕЛОВЕК В ГИБРИДНОМ МИРЕ: ГРАНИЦЫ ПОСЛЕ ПОСТМОДЕРНА

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждаются философские условия понимания культурной ситуации, которая начинает складываться с окончанием постмодерна. Методологическим основанием обсуждения является онтологическое прочтение трансцендентальной феноменологии, где на первый план выдвинута проблема субъективности человека. В зависимости от концептуализируемого в разных манерах рефлексии (постструктуралистской, трансценденталистской, др.) образа субъективности, выстраиваются различные образы культурной и политической реальности. К настоящему времени граница субъективности ещё не сложилась в таком виде, чтобы определить культурные смыслы современности как открытые будущему. Существующее положение представляет собой равноправное соприсутствие логоцентризма и деконструктивизма, которое составляет гибридность культуры. В гибридном мире намерение настаивать на приоритетности логоцентрического (связанного с архаикой, до-модерном или глобализмом) или постмодернистского образа мира является одинаково необоснованным и разрушительным. В свою очередь, их равноправное соприсутствие оказалось парадоксальным - трансцендентальная философия (например, в лице Гуссерля и Хайдеггера) и постмодерн предлагают различные способы построения границы субъективности, которые находят свое место в культуре, но ни одна из парадигм не может положить целостность субъективности. Причину этого предлагается видеть в заданном философским модерном способе конструирования отношения мысли и внемысленного - в претензии мысли на полное авторство в отношении с иным. Постмодерн выступил самокритикой модерна, однако предложить экологичное решение проблемы субъективности и положительные определения культуры после постмодерна должна трансцендентальная философия. Именно завершение постмодерна дает основание предполагать, что появляются условия для возобновления трансцендентальной философии в феноменологическом и онтологическом ее рассмотрении, с учетом уроков постструктуралистской критики. Состояние культуры, в котором граница субъективности может быть синтезирована в рамках онтологического прочтения трансцендентальной феноменологии и после постмодернистской критики культуры, предварительно может быть определено как неомодерн. Такое предварительное определение потребует конкретного обоснования, однако уже сейчас можно заметить необходимость обсуждения форм возможного присутствия сакрального горизонта трансценденции в радикально не-трансцендентном мире. Если философия сможет найти экологичное соотношение трансцендентного и нетрансцендентного в структуре границы субъективности, тогда и прочие границы, существующие в культуре, могут быть гармонизированы.

Об авторе

И. В. Гибелев
ООО НПО «ИнтелКом»
Россия


Список литературы

1. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. М.: МАИК «Наука», «Прогресс-Традиция», 1998. 274 с.

2. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 199 с.

3. Гибелев И.В. Субъективность: граница как собственное и «собственное» границы // Международный журнал исследования культуры. 2013. №3(12). С. 41-49.

4. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академический проект, 2000. 291 с.

5. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Разум на пути к истине. М.: «Правило веры», 2002. С. 151-213.

6. Лукин В.П. Глобальность деглобализации // Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/globalnost-deglobalizatsii/ (дата обращения: 09.11.2017).

7. Румянцев О.К. Пространственный поворот и трансформация границы субъективности человека (к постановке проблемы) // Личность. Культура. Общество. 2015. Т.17. №3-4. С. 91-107.

8. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб.: НОУ «Высшая религиозно-философская школа», 1998. 302 с.

9. Черняк Л.С. Вечность и время: возвращение забытой темы. М.; СПб.: Нестор-История. 2014. 681 с.

10. Шеманов А.Ю. Становление субъективности в процессе образования и форма культурной репрезентации // Антропология субъективности и мир современной коммуникации: сборник статей. М.: РИК, 2010. С. 49-83.

11. Borderlines and borderlands: political oddities at the edge of the nation-state / edited by A.C. Diener and J. Hagen. Lanham, Md.: Rowman & Littlefield Publishers, 2010. 181 p.

12. Кортунов А. От постмодернизма к неомодернизму, или воспоминания о будущем // Российский совет по международным делам. 30.01.2017. [http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ot-postmodernizma-k-neomodernizmu-ili-vospominaniya-o-budushch/?sphrase_id=2602392 / доступ от 13.11.2017].

13. Кузнецов В. Постсекулярный век неомодерна. Ближневосточный извод // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. №3. с. 85-111.

14. Алексеенкова Е. Возрождение «домодерна» // Российский совет по международным делам. 31.03.2016. [http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vozrozhdenie-domoderna/ доступ от 13.11.2017].

15. Гибелев И. Неомодерн, транзакционизм, пространство // Российский совет по международным делам. 02.05.2017. [http://russiancouncil.ru/blogs/igor-gibelev/33615/?sphrase_id=2603113 / доступ от 13.11.2017].


Для цитирования:


Гибелев И.В. ЧЕЛОВЕК В ГИБРИДНОМ МИРЕ: ГРАНИЦЫ ПОСЛЕ ПОСТМОДЕРНА. Концепт: философия, религия, культура. 2017;(4):78-88.

For citation:


Gibelev I.V. A MAN IN A HYBRID WORLD. BORDERS AFTER POSTMODERN. Concept: philosophy, religion, culture. 2017;(4):78-88. (In Russ.)

Просмотров: 70


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)