Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Хрупкие связи: испанская тематика в советском фарфоре

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-105-114

Аннотация

Статья посвящена исследованию «испанской темы» в советском фарфоре. Автор анализирует отражение стереотипного восприятия Испании в мелкой фарфоровой пластике советского периода на примере работ скульпторов Государственного фарфорового завода Н.Я. Данько, Е.А. Янсон-Манизер, К.С. Рыжова и А.И. Жирадкова, Городницкой фарфоровой фабрики Р. Манчук, Ленинградского завода фарфоровых изделий В.И. Сычева и Т.А. Фёдоровой, Конаковского фаянсового завода Е.М. Гуревич, Дмитровского фарфорового завода (Вербилки) Г.И. Озолиной, Полонского завода художественной керамики И.И. Мозолевского и изготовлявшей модели для него О.Л. Жникруп, работавшей на Киевском экспериментальном художественно-керамическом заводе (КЭКХЗ). Среди составляющих «испанской темы» автор выделяет романтические образы фламенко («испанского танца») и корриды, ключевые образы испанской литературной традиции — героев Сервантеса Дона Кихота и Санчо Панса, главного женского образа Кармен, созданного французом Проспером Мериме и закрепившегося в музыкально-танцевальном искусстве. К этим традиционным составляющим восприятия Испании в ХХ в. добавляется интерпретация в агитационном фарфоре переломного события испанской истории ХХ в. — гражданской войны 1936–1939 гг. В качестве ещё одного ракурса рассмотрения «испанской темы» в советском фарфоре предлагается формирование образов испанки и испанца, нашедших отражение во всех представленных сюжетах. Автор приходит к выводу, что основополагающими для «испанской темы» становятся танцевальные сюжеты, именно им посвящено большинство скульптурных работ, к ним обращались представители разных поколений мастеров советского фарфора. Эти же сюжеты транслируют и главный смыслообразующий, а также самый популярный и тиражированный в массовом сознании образ «испанской темы» — образ «испанки-Кармен».

Об авторе

Е. О. Гранцева
Институт Всеобщей Истории РАН
Россия

Екатерина Олеговна Гранцева — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

119334, Россия, Москва, Ленинский проспект, 32а. (Россия)



Список литературы

1. Астахова Е.В. Испания как метафора. — Москва: МГИМО-Университет, 2017. — 274 с. Баганова М. Майя Плисецкая. — Москва: АСТ, 2015. — 285 с.

2. Багно В.Е. Россия и Испания: общая граница. — Санкт-Петербург: Наука, 2006. — 477 с.

3. Ван Ю. Образы танца в произведениях интерьерной фарфоровой пластики СССР и КНР 19501960-х годов // Университетский научный журнал. — 2021. — No 63. — С. 105–111. https://doi.org/10.25 807/22225064_2021_63_105

4. Гранцева Е.О. Россия и Испания в ХХ веке: специфика культурного взаимодействия // Россия и Европа: исторический опыт взаимодействия и взаимопонимания. XVIII–XX вв. — Москва: Институт всеобщей истории РАН, 2017. — С. 298–312.

5. Гранцева Е.О. Светлана Петровна Пожарская и актуальные проблемы испанской истории ХХ века // Латиноамериканский исторический альманах. — 2018. — No 20. — С. 265–285. https://doi. org/10.32608/2305-8773-2018-20-1-267-285

6. Доронина Л.Н. Тема танца в творчестве Натальи Данько и Елены Янсон-Манизер (от скульптуры малых форм до монументальных композиций) // Дом Бурганова. Пространство культуры. — 2015. — No 1. — С. 145–152.

7. Королева А.А. Символический капитал национальной культуры: золото испанской Короны // Латиноамериканский исторический альманах. — 2018. — No 19. — С. 242–257.

8. Носович Т.Н. Государственный фарфоровый завод, 1904–1944. — Санкт-Петербург: СанктПетербург Оркестр, 2005. — 751 с.

9. Салтыков А.Б. Пути развития советской керамики // Декоративное искусство СССР. — 1959. — No 7. — С. 1–9.

10. Сапанжа О., Иванова Е., Баландина Н. Искусство — в быт. Интерьерная пластика Ленинградского завода фарфоровых изделий. 1956–1966. — Москва: БуксМАрт, 2021. — 192 с.

11. Сапанжа О.С., Иванова Е.В., Баландина Н.А. Советский балет в фарфоровой пластике Владимира Сычева (Ленинградский завод фарфоровых изделий) // Новое искусствознание. — 2020. — No 1. — С. 56–63. https://doi.org/10.24411/2658-3437-2020-11008

12. Советская скульптура / сост. В.А. Тиханова. — Москва: Сов. художник, 1985. — 320 с.


Рецензия

Для цитирования:


Гранцева Е.О. Хрупкие связи: испанская тематика в советском фарфоре. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(4):105-114. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-105-114

For citation:


Grantseva E.O. Fragile Ties: Spanish Themes in Soviet Porcelain. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(4):105-114. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-105-114

Просмотров: 211


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)