Научно-фантастические сериалы «Звёздный путь» и «Вавилон 5» как формы конструирования политической и мемориальной культур
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-115-137
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению сериалов «Звёздный путь» и «Вавилон 5» в качестве сегментов американской политической культуры и коллективной памяти. Цель исследования — проследить особенности развития коллективной исторической памяти на материале американской массовой культуры (представленной этими сериалами). На примере кейса актуализации политической проблемы через её визуализацию «в фантастическом мире» обсуждаются вопросы допустимости внешнего воздействия более развитых обществ на менее развитые; а также конкретные пути ассимиляции «политического» в визуальных дискурсах массовой культуры. Методологическую основу исследования составили принципы, предложенные в рамках мемориального поворота и анализа политики памяти в парадигме интеллектуальной истории. Новизна работы состоит в определении общих и уникальных особенностей и направлений ассимиляции «политического», редуцированного до проблемы вмешательства/невмешательства в современной массовой культуре и исторической памяти. В статье проанализированы 1) модусы актуализации политических и социальных различий между обществами в сериалах «Звёздный путь» и «Вавилон 5», 2) политические и идеологические измерения вмешательства через призму массовой культуры, а также аспекты функционирования различных мемориальных культур, возникших как следствие такого вмешательства, 3) проблемы памяти как травмы, полученной в результате вынужденного взаимодействия воображённых обществ, имеющих различные идентичности, в контекстах вероятного развития коллективной мемориальной культуры и преодоления «неудобного прошлого» через формирование компромиссного мнемонического канона. Показан вклад сериалов «Звёздный путь» и «Вавилон 5» как элементов массового культурного дискурса в 1) дискуссии о развитии западной политической культуры, 2) изменение концептов Самости и Инаковсти, 3) ревизию прошлого в массовой культуре как форме исторической памяти, альтернативной другим её версиям, основанным на сознательно поддерживаемой социальной и культурной амнезии. Результаты исследования позволяют предположить, что ассимиляция «политического» в масс-культурном дискурсе стала 1) одним из стимулов идеологических модификаций и трансформаций современного общества, 2) формой продвижения принципов политической корректности и толерантности как её системных характеристик, 3) попыткой ревизии мемориального канона и интеграции в него альтернативного видения истории, основанного на актуализации маргинализированных пластов коллективной памяти.
Ключевые слова
Об авторе
М. В. КирчановРоссия
Максим Валерьевич Кирчанов — доктор исторических наук, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран Факультета международных отношений, доцент кафедры истории зарубежных стран и востоковедения Исторического факультета
394063, Воронеж, Университетская пл. 1. (Россия)
Список литературы
1. Кирчанов М.В. Когда нации вспоминают: что, где и как. Заметки культурного антрополога на полях книги Джеймса Верча "How Nations Remember: A Narrative Approach" // Историческая экспертиза. — 2021b. — No 3. — С. 54–67.
2. Кирчанов М.В. Фантастический кинематограф как одна из форм локализации военных образов в американской массовой культуре // Гуманитарный вектор. — 2021а. — Т. 16, No 5. — С. 77–86. https:// doi.org/10.21209/1996-7853-2021-16-5-77-86
3. Саква Р. Западная культурная революция и мировая политика // Россия в глобальной политике. — 2021. — Т. 19, No 5. — С. 86–90. https://doi.org/10.31278/1810-6439-2021-19-5-86-90
4. Тульчинский Г.Л. Историческое сознание и экранная культура // Наука телевидения. — 2017. — Т. 13, No 1. — С. 110–127.
5. Тульчинский Г.Л. Экран и фактор скорости: от нарративов к перформативам // Наука телевидения. — 2019. — Т. 15, No 2. — С. 29–40. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2019-15.2-29-40
6. Abbott S. The Cult TV Book: From Star Trek to Dexter, New Approaches to TV Outside the Box. — New York: Soft Skull Press, 2010. — XIV, 273 p.
7. Almeida J.M. de. International Political Theory and the Issue of Legitimate Intervention // Nação e defesa. — 2002. — No 2. — P. 155–170.
8. Assmann A. From Collective Violence to a Common Future: Four Models for Dealing with a Traumatic Past // Conflict, memory transfers and the reshaping of Europe. — Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publ., 2010. — P. 8–23.
9. Barber J. Star Trek and the anthropological machine: Eliding difference to stay human // Geographical Bulletin Gamma Theta Upsilon. — 2017. — Vol. 58, No 1. — P. 40–50.
10. Britton D.F. Public History and Public Memory // The Public Historian. — 1997. — Vol. 19, No 3. — P. 11–23. https://doi.org/10.2307/3379553
11. Buzan B. America in Space: The International Relations of Star Trek and Battlestar Galactica // Millennium: Journal of International Studies. — 2010. — Vol. 39, No 1. — P. 175–180. https://doi. org/10.1177/0305829810371016
12. Chavkin D., McGuire B. Star Trek: Designing the Final Frontier: How Midcentury Modernism Shaped Our View of the Future. — San Rafael: Weldon Owen, 2021. — 168 p.
13. Cogan B. Deconstructing South Park: Critical Examinations of Animated Transgression. — Lanham: Lexington Books Rowman & Littlefield Publishers, Incorporated, 2011. — 256 p.
14. Davidson F.M. Owning the future: Manifest destiny and the vision of American hegemony in Star Trek // Geographical Bulletin Gamma Theta Upsilon. — 2017. — Vol. 58, No 1. — P. 8–18.
15. Delasara J. PopLit, PopCult, and the X-Files: Critical Exploration. — Jefferson: McFarland, 2000. — V, 247 p.
16. Disch T.M. The Dreams Our Stuff Is Made Of: How Science Fiction Conquered the World. — New York: Touchstone, 2000. — 272 p.
17. Dittmer J. Popular Culture, Geopolitics and Identity. — Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2010. — XXI, 181 p.
18. Dittmer J., Dodds K. Popular Geopolitics Past and Future: Fandom, Identities and Audiences // Geopolitics. — 2008. —Vol. 13, No 3. — P. 437–457. https://doi.org/10.1080/14650040802203687
19. Dyson S.B. Otherworldly Politics : the International Relations of Star Trek, Game of Thrones, and Battlestar Galactica. — Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2015. — X, 163 p.
20. Fewster D. Visions of past glory : nationalism and the construction of early Finnish history. — Helsinki: Finnish Literature Society, 2006. — 555 p.
21. Geraghty L. Living with Star Trek: American culture and the Star Trek universe. — London; New York: Tauris, 2007. — VIII, 232 p.
22. Gonzalez G.A. Popular Culture, Conspiracy Theory, and the Star Trek Text. — Lanham: Lexington Books, 2020. — VII, 107 p.
23. Gonzalez G.A. Star Trek and the Politics of Globalism. — Cham: Springer International Publishing, 2018. — XIII, 148 p. https://doi.org/10.1007/978-3-319-95411-0
24. Gonzalez G.A. The Politics of Star Trek: Justice, War, and the Future. — New York: Palgrave Macmillan US, 2015. — IX, 219 p. https://doi.org/10.1057/9781137546326
25. Grainge P. Memory and popular film. — Manchester: Manchester University Press, 2018. — 272 p. https://doi.org/10.7765/9781526137531
26. Gunderman H.C. Blurring the protagonist/antagonist binary through a geopolitics of peace: Star Trek’s Cardassians, antagonists of the alpha quadrant // Geographical Bulletin Gamma Theta Upsilon. — 2017. — Vol. 58, No 1. — P. 51–62.
27. Halbwachs M. Les cadres sociaux de la mémoire. — Paris: Félix Alcan, 1925. — XII, 404 p.
28. Hall R.A. Robots in Popular Culture: Androids and Cyborgs in the American Imagination. — Santa Barbara: ABC-CLIO, LLC, 2021. P. — XXX, 325 p.
29. Hanovs D., Tēraudkalns V. Laiks, telpa, vadonis: autoritarisma kultura Latvija, 1934-1940. — Riga: Zinatne Publ., 2012. — 326 p.
30. Heraclides A., Dialla A. Intervention and non-intervention in international political theory // Humanitarian Intervention in the Long Nineteenth Century: Setting the Precedent. — Manchester: Manchester University Press, 2015. — P. 81–98. https://doi.org/10.2307/j.ctt1mf71b8.9
31. Kück R. Star Trek: Politics: The Political culture of a Sci-Fi Series. — Independently published, 2020. — 205 p.
32. Kukkonen K. Popular Cultural Memory: Comics, Communities and Context Knowledge // Nordicom Review. — 2008. — Vol. 29, No 2. — P. 261–273. https://doi.org/10.1515/nor-2017-0190
33. Kyrchanoff M.W. Historical grand narratives of the Seven Kingdoms of Westeros: from invention to deconstruction of a traditional Medieval historiography // Journal of Frontier Studies. — 2018. — No 1. — P. 17–46. https://doi.org/10.24411/2500-0225-2018-00002
34. Kyrchanoff M.W. Inventing Nostalgia for the “Golden Age” of the National Middle Ages and Fear of the Future // Galactica Media: Journal of Media Studies. — 2020. — Vol. 2, No 4. — P. 112–151. https://doi. org/10.46539/gmd.v2i4.106
35. MacCabe C. High theory/low culture: analysing popular television and film. — Manchester: Manchester Univ. Press, 1986. — 171 p.
36. Nora P. Rethinking France. Volume 4, Histories and Memories. — Chicago: University of Chicago Press, 2010. — XIV, 479 p.
37. Pence J. Postcinema/Postmemory // Memory and popular film. — Manchester: Manchester University Press, 2018. P. 237–256. https://doi.org/10.7765/9781526137531.00020
38. Rhodes M.A. Alternative pasts, presents, and futures in Star Trek: Historical engagement and representation through popular culture // Geographical Bulletin Gamma Theta Upsilon. — 2017. — Vol. 58, No 1. — P. 29–39.
39. Warf B. The Way It Wasn’t: Alternative Histories, Contingent Geographies // Lost in Space: Geographies of Science Fiction. — London: Continuum, 2002. — P. 17–38.
Рецензия
Для цитирования:
Кирчанов М.В. Научно-фантастические сериалы «Звёздный путь» и «Вавилон 5» как формы конструирования политической и мемориальной культур. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(4):115-137. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-115-137
For citation:
Kyrchanoff M.W. Science Fiction Series Star Trek and Babylon 5 as Forms of Political and Memorial Cultures Construction. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(4):115-137. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-115-137