«Нездешний звук»: поэтика звука Г.Ф. Лавкрафта на примере рассказа «Изгой»
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-135-148
Аннотация
В статье предлагается философско-культурологический анализ лавкрафтоведческого концепта «нездешний звук» для описания медиума иномирного в онтологии и эпистемологии Г.Ф. Лавкрафта. Настоящий концепт в тексте проявляется через поэтику звука, выражающую всю совокупность приёмов, тропов и способов представления аудиального поля. Исследовательская гипотеза предполагает, что разные медиумы иномирного обладают разными свойствами и реализуют разные режимы доступа к истине weird-действительности, а их понимание может добавить что-то новое к знаниям о странной онтологии писателя. Авторы разрабатывают феноменологическую типологию звука, адаптируя методологию Мишеля Шиона и встраивая её в контекст поэтики лавкрафтианского универсума. Полученные три группы звуков, представленные шестью типами звуков, используются для описания концепта и применяются к рассказу «Изгой» (The Outsider, 1921). Результаты показывают примечательное распределение определённых типов упоминаемых звуков в рамках сюжетной композиции рассказа. Это позволяет дополнить знания об особенностях мира произведения и внутреннем состоянии главного героя, что также даёт возможность полнее проинтерпретировать развязку сюжета в контексте эпистемологии Лавкрафта. Поэтика звука Лавкрафта находится в тесной связи с другими средствами выражения странности реальности, её weird-материальности. При этом звук как уникальный медиум предлагает специфические возможности для построения художественных образов, создания атмосферы и отображения философского замысла писателя. Данная стратегия звукового исследования литературного текста может быть применена и к другим литературным произведениям.
Об авторах
М. Г. ЧертовскихРоссия
Матвей Григорьевич Чертовских — магистр журналистики, преподаватель кафедры философии
119454, Москва, проспект Вернадского, 76 (Россия)
Д. В. Чертовских
Россия
Дарья Владимировна Чертовских — магистр журналистики, администратор проектов
119607, г. Москва, ул. Удальцова, д.85 (Россия)
Список литературы
1. Ванеян С.С. От Эго-теории к Жаку Лакану: переходный объект и стадия зеркала // Современная терапия в психиатрии и неврологии. — 2015. — No 2. — С. 37–46.
2. Вудард, Б. Безумная спекуляция и абсолютный ингуманизм: Лавкрафт, Лиготти и weirding философии // Логос. — 2019. — Т. 29, No 5. — С. 203–228. https://doi.org/10.22394/0869-5377-2019-5-203-225
3. Джоши С. Т. Лавкрафт. Я — Провиденс. Книга 1. — Москва: Эксмо, 2022. — 800 с.
4. Наумова Е.И. Феноменологическая диалектика Гегеля-Кожева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. — 2010. — No 3. — С. 15–18.
5. Печенина О.В. Функции реального, воображаемого и символического в коммуникативной модели структурного психоанализа Ж. Лакана // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, право, международные отношения. — 2007. — No 4. — С. 208-215.
6. Уэльбек М. Г. Ф. Лавкрафт: против человечества, против прогресса. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 144 с.
7. Фатыхова Н.С. Природа медиума как философская проблема // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2010. — No 2. — С. 375–382.
8. Харман Г. Ужас феноменологии: Лавкрафт и Гуссерль // Логос. — 2019. — Т. 29, No 5. — С. 177–202. https://doi.org/10.22394/0869-5377-2019-5-177-200
9. Шион М. Звук: слушать, слышать, наблюдать. — Москва: Новое литературное обозрение, 2021. — 312 с.
Рецензия
Для цитирования:
Чертовских М.Г., Чертовских Д.В. «Нездешний звук»: поэтика звука Г.Ф. Лавкрафта на примере рассказа «Изгой». Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(1):135-148. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-135-148
For citation:
Chertovskikh M.G., Chertovskikh D.V. The Poetics of Sound in H. P. Lovecraft’s Literature on the Example of the Story The Outsider. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(1):135-148. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-135-148