Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Представляю номер

Аннотация

Проблема «преодоления прошлого» — одна из тех, что волновали мыслителей прошлого не меньше, чем современных философов и культурологов. «Может ли Бог сделать бывшее небывшим?», —  вопрошали древние; а Августин в «Исповеди» и вовсе на вопрос о том, что делал Бог до того, как создал время, едко заметил:  Он создавал ад для тех, кто будет спрашивать об этом. Священные книги, опыт народной культуры и собственная совесть утверждают, что есть время собирать камни и есть время их разбрасывать; есть время трудиться и время праздновать; радоваться — и впадать в отчаяние; ликовать — и стыдиться… Время — одна из самых загадоных и вместе с тем одна из самых желанных для распознавания характеристик культуры, начиная с грамматических форматов его выражения и заканчивая представлениями о разнице темпоральных идентичностей. Именно об этом рассказывает статья известного исследователя концепта «время» Дмитрия Горина «Античное понимание времени и предпосылки современного историзма», открывающая наш номер (и заодно его ключевую тему «Темпоральность исторического»). Поддерживают профессиональный разговор Николай Бирюков и Наталья Желудова («К вопросу о культуре историографического дискурса. Знает ли история сослагательное наклонение?») и Елена Дармина («Проблема “преодоления прошлого” в немецком научном дискурсе»). Как видят время разные культуры? какие особенности темпоральности культуры раскрывают ее базовые концепты (например такие, как «религиозные противоречия» или «безопасность»)? Являются ли подобные концепты настолько устойчивыми, чтобы считать их если не вечными, то по крайней мере обязательными для полноценного функционирования современной научной оптики, — или лишь кажутся таковыми? Об этом на религиоведческополитологическом материале рассуждают Михаил Подрезов в статье «Отражаются ли шиитскосуннитские противоречия на ирано-саудовских отношениях?» и Сергей Давыдов в работе «Концепт безопасности в истории и культуре Турции». Светлана Глазунова и Елена Морозова — «Виды поклонов и их роль в современной вьетнамской культуре»; Елена Хлыщева и Валентина Тихонова — «“Культура отмены” как механизм конструирования национальной идентичности стран каспийского макрорегиона (на примере анализа учебной литературы Казахстана и Туркменистана)»; Мария Лютаева — «“Семантика «чудесного”: эволюция социальнозначимых различений в русскоязычной литературе XI–XVIII вв.»; Дмитрий Стожко и Константин Стожко — «Культура праздника в современных условиях: основные векторы развития». Хочу также обратить внимание читателя на рецензию Матвея Чертовских «Лекция как приключенческий жанр», посвященную анализу книги О.В. Алиевой «Философский текст в античности: 7 лекций для проекта Магистерия» (Москва: Rosebud Publishing, 2022. —168 с.) Здесь разговор о времени и его значении для истории современной культуры приобретает неожиданный оборот: автор рецензии включается в полемику с противниками «лекции как класса» в рамках вузовских занятий. Интересно. И есть, над чем подумать.

Об авторе

Ю П. Симонов (Вяземский)

Россия


Рецензия

Для цитирования:


Симонов (Вяземский) Ю.П. Представляю номер. Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(2):6.

For citation:


Simonov (Viazemsky) Yu.P. Presenting the Issue. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(2):6.

Просмотров: 241


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)