К вопросу о культуре историографического дискурса. Знает ли история сослагательное наклонение?
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-2-26-19-35
Аннотация
«История не знает сослагательного наклонения». Эта расхожая фраза, очевидным образом не соответствующая практике историографии, уже нанесла ощутимый вред исторической науке, хотя преподносится обычно от её имени и выражает якобы её методологические установки. Воздействие это затронуло не столько саму историческую науку (профессионалы знают ей цену), сколько восприятие науки о прошлом и, что важнее — восприятие самого прошлого, широкой публикой, и потому требует отпора. Такой отпор воспоследовал в форме решительных публичных высказываний авторитетных профессиональных историков. Цель настоящей статьи, впрочем, не полемика с антисубъюнкивистами, а прояснение смысла обращения к сослагательному наклонению в истории и уточнение границ его законного применения. Отрицанием «сослагательного наклонения» обычно стараются выразить бесплодность предположений в исторической науке. Учёные и сами не испытывают большой любви к «гаданию на кофейной гуще», но это трезвое отношение не должно переходить в тотальный запрет на анализ исторических альтернатив. Здоровое сомнение в надёжности наших познавательных процедур, применяемых к таким «ускользающим материям» как возможности, неравнозначно отрицанию самого существования возможностей, отличных от фактически реализовавшихся, т. е. фатализму. Фаталистическая установка обессмысливает само «ремесло историка». Одно дело — считать, что реальность — одна и задним числом изменена быть не может, и совсем другое — утверждать, что она изначально была безальтернативной. Историк, абстрагирующийся от альтернатив, создаёт лишь по видимости реалистичную, «нефантазийную», а в сущности — грубо упрощённую картину, не соответствующую исторической действительности. Реальность без альтернатив — это не та реальность, которая существовала в прошлом; следовательно, любое объяснение, исходящее из неё, неадекватно. Изучать альтернативы, конечно, нелегко потому, что информация о возможностях, оставшиеся нереализованными, в источниках отсутствует — они повествуют о фактически свершившемся. Но кто сказал, что наука — это просто?
Об авторах
Н. И. БирюковРоссия
Николай Иванович Бирюков — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии
119454, Москва, проспект Вернадского, 76 (Россия)
Н. Ф. Желудова
Россия
Наталья Федоровна Желудова — старший преподаватель кафедры философии
119454, Москва, проспект Вернадского, 76 (Россия)
Список литературы
1. Бестужев-Лада И.В. Ретроальтернативистика в философии истории // Вопросы философии. — 1997. — No 8. — С. 112–122.
2. Бородкин Л.И. История, альтернативность и теория хаоса // Одиссей. Человек в истории. — 2000. — Т. 2000. — С. 21–26.
3. Гуревич А.Я. История культуры: бесчисленные потери и упущенные возможности // Одиссей. Человек в истории. — 2000. — Т. 2000. — С. 53–57.
4. Данилевский И.Н. Соблазн альтернативы // Одиссей. Человек в истории. — 2000. — Т. 2000. — С. 37-39.
5. Ковальченко И.Д. Возможное и действительное и проблемы альтернативности в историческом развитии // История СССР. — 1986. — No 4. — С. 83-104.
6. Кузнецов В.Ю. Карл Поппер: учиться на ошибках // Предположения и опровержения: рост научного знания. — Москва: ACT, 2004. — С. 5-6.
7. Лотман Ю.М. Изъявление Господне или азартная игра? (Закономерное и случайное в историческом процессе) // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. — Москва: Гнозис, 1994. — С. 353–363.
8. Малышев М.А. Сослагательное наклонение виртуальный бунт против судьбы // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2015. — Т. 15, No 1. — С. 5-27.
9. Назаров В.Д. Сослагательность сослагательности рознь // Одиссей. Человек в истории. — 2000. — Т. 2000. — С. 42–44.
10. Оболонский А. В. Исторические перекрестки как объект альтернативной истории // Одиссей. Человек в истории. — 2000. — Т. 2000. — С. 27–32.
11. Парамонова М.Ю. История в сослагательном наклонении: повод для беседы или научная проблема? Опыт современной германской историографии // Одиссей. Человек в истории. — 2000. — Т. 2000. — С. 47–39.
12. Поппер К. Предположения и опровержения: рост научного знания. — Москва: ACT, 2004. — 638 с.
13. Раннее государство, его альтернативы и аналоги / под ред. Л.Е. Гринина, Д.М. Бондаренко, Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева. — Волгоград: Издательство "Учитель", 2006. — 559 с.
14. Ржешевский О.А. Учёные Великобритании о виртуальной истории // Одиссей. Человек в истории. — 2000. — Т. 2000. — С. 45–46.
15. Ткаченко Н.А. История в сослагательном наклонении: опыт альтернативной истории // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Политология. Социология. — 2014. — Т. 27, No 1-2. — С. 167-174.
16. Уваров П.Ю. Развилки и игральные кости, альтернативы и случайности // Одиссей. Человек в истории. — 2000. — Т. 2000. — С. 78-85.
17. Харитонович Д.Э. Методология и нравственный смысл альтернативной истории // Одиссей. Человек в истории. — 2000. — Т. 2000. — С. 51-52.
18. Хвостова К В. Современная эпистемологическая парадигма в исторической науке // Одиссей. Человек в истории. — 2000. — Т. 2000. — С. 10-14.
19. Чешков М. А. Историческая сослагательность, постнеклассическая наука и развивающийся мир // Одиссей. Человек в истории. — 2000. — Т. 2000. — С. 14–20.
20. Шестов Л. Афины и Иерусалим. — Москва: РИПОЛ классик, 2007. — 414 с.
21. Экштут С. А. Контрфактическое моделирование, развилки и случайности в русской истории и культуре // Одиссей. Человек в истории. — 2000. — Т. 2000. — С. 33–36.
22. Юрганов А. Л. Свойство познания, а не характеристика исторического процесса // Одиссей. Человек в истории. — 2000. — Т. 2000. — С. 40–41.
Рецензия
Для цитирования:
Бирюков Н.И., Желудова Н.Ф. К вопросу о культуре историографического дискурса. Знает ли история сослагательное наклонение? Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(2):19-35. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-2-26-19-35
For citation:
Biryukov N.I., Zheludova N.F. Explicating the Culture of Historiographic Discourse. Does History Have the Subjunctive Mood? Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(2):19-35. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-2-26-19-35