«Культура отмены» как механизм конструирования национальной идентичности стран каспийского макрорегиона (на примере анализа учебной литературы Казахстана и Туркменистана)
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-2-26-104-123
Аннотация
После распада СССР в постсоветских республиках начинаются процессы деконструкции советской идентичности, доминировавшей на этих территориях многие десятилетия и цементировавшей политическую и социокультурную целостность. «Советская идентичность» заменяется на множественные национальные идентичности в каждом из субъектов бывшего постсоветского пространства. В представленном исследовании нас интересует Каспийский макрорегион, представляющий собой геополитически и экономически привлекательное место пересечения интересов не только пяти акторов (Россия, Туркменистан, Казахстан, Иран, Азербайджан), имеющих выход к акватории, но и более удалённых политических субъектов (Китай, Турция, США, ведущие страны Европы), борющихся за влияние в Каспийском бассейне. Каспийский регион является зоной повышенной напряжённости, где периодически случаются конфликты. Исследование процесса конструирования национальной идентичности как в каждом отдельном субъекте, так и в регионе в целом представляет не только научный интерес, но и прикладную задачу в области обеспечения безопасности стран региона, в том числе РФ. Без учёта особенностей современной динамики трансформации идентичностей народов, населяющих Каспийское пространство, как и без анализа причин интенсификации процессов роста национально-культурного самосознания этих народов, невозможно создать условия для их полноценного культурного и политического диалога. Основной целью статьи является анализ механизмов конструирования новой национальной идентичности стран Прикаспийского региона с помощью одного из сравнительно малоизученных на этом материале механизмов — «культуры отмены». Этот дискуссионный термин интерпретируется нами как избирательное «перекраивание» исторической памяти, прошлого опыта и оценок отдельных этапов исторического развития. Данный процесс рассмотрен на примере учебных курсов (истории, изучения родного и иностранных языков, краеведения) общеобразовательной школы и учреждений высшего образования стран Прикаспийского региона. Был также проведён сравнительный анализ учебников (истории, краеведения) общеобразовательной школы и учреждений высшего образования республик Казахстана и Туркменистана. Ограничительным фактором при подборе материала стало обращение к учебникам, изданным на русском языке; подбор осуществлялся методом случайной выборки. Представленная статья открывает серию исследований по проблеме конструирования национальной идентичности на постсоветском пространстве с помощью механизма «культуры отмены», поэтому для анализа выбраны пока только две страны Прикаспийского региона — Казахстан и Туркменистан.
Об авторах
Е. В. ХлыщеваРоссия
Елена Владиславовна Хлыщева — доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой культурологии Факультета социальных коммуникаций
414056, Астрахань, ул. Татищева, 20а
В. Л. Тихонова
Россия
Валентина Львовна Тихонова — кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Факультета социальных коммуникаций
414056, Астрахань, ул. Татищева, 20а
Список литературы
1. Алексеева Т.С., Троицкая Ю.Г. Роль образования XXI века в становлении основ национальной идентичности // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2022. — No 1. — С. 5157. https://doi.org/10.17805/trudy.2022.1.8
2. Арсланов Р.А., Мосейкина М.Н. Национальная история в учебной литературе современных государств Центральной Азии: цели и методы изложения материала // Новейшая история России. — 2022. — Т. 12, No 1. — С. 210-226. https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2022.113
3. Бейсенбаева А.С. О внедрении национального проекта «Триединство языков» // Вестник североказахстанского университета им. Манаша Козыбаева. — 2017. — No1. — С. 3943.
4. Боришполец К.П. Русский язык в центрально-азиатском регионе // Вестник МГИМО Университета. — 2014. — No 2. — С. 63-70.
5. Воденко К.В. Управление исторической памятью как способ формирования национальной идентичности полиэтничного социума // Бюллетень социально-экономических и гуманитарных исследований. — 2021. — No 12. — С. 81-90. https://doi.org/10.52270/26585561_2021_12_14_81
6. Гапоненко Л.Б. Конструирование национальной идентичности в контексте политики памяти // Дискурс-Пи. — 2020. — Т. 17, No 3. — С. 40-53. https://doi.org/10.24411/1817-9568-2020-10303
7. Звягельская И.Д. Становление государств Центральной Азии. Политические процессы. — Москва: Аспект Пресс, 2009. — 208 с.
8. Культура отмены: причины трудностей развития в России / А.В. Никитин, О.М. Орлинская, П.В. Седаев [и др.] // Власть. — 2022. — Т. 30, No 3. — С. 65-69. https://doi.org/10.31171/vlast.v30i3.9046
9. Лисица К.Э., Туркулец В.А. "Культура отмены" как форма проявления стигматизации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2022. — No 6. — С. 107-110. https://doi. org/10.23672/l9940-2233-9740-s
10. Малахов В. Символическое производство этничности и конфликт // Язык и этнический конфликт. — Москва: Гендальф, 2001. — С. 115-138.
11. Нургалиева Ж.К. Поиски новой этнической идентичности в республике Казахстан как национализирующем государстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2009. — No 3-1. — С. 77-84.
12. Плотников Д.С. Конструирование исторического прошлого в государствах Центральной Азии в контексте выстраивания взаимоотношений с Россией на современном этапе // Вестник Пермского университета. Политология. — 2016. — No 2. — С. 156-167.
13. Рыжичкин Н.Н. Постсоветский Казахстан. Пути формирования национальной идентичности // Свободная мысль. — 2020. — No 3. — С. 175-186.
14. Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история: в 2 т. Т. 2: Образы прошлого. — Санкт-Петербург: Наука, 2006. — 749 с.
15. Хлыщева Е.В. Каспийский регион как пространство культурной безопасности // Caspium Securitatis: журнал каспийской безопасности. — 2021. — Т. 1, No 2. — С. 80-93. https://doi.org/10.21672/2713024X-2021-2-1-081-093
16. Хлыщева Е.В. Формирование идентичности в образовательном процессе России и Казахстана: сравнительный анализ // Полилог. — 2022. — Т. 6, No 4. https://doi.org/10.18254/S258770110023490-1
17. Чугров С.В. Культура отмены в мировой политике: историко-философские корни // Полис. Политические исследования. — 2022. — No 5. — С. 88-98. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.05.07
18. Юй Х. Современное положение русского языка в государствах Центральной Азии // Постсоветские исследования. — 2020. — Т. 3, No 3. — С. 250-270.
19. Burke K. A Grammar of Motives. — Berkeley: University of California Press, 1969. — 530 p.
20. Hampton K.N. Internet Use and the Concentration of Disadvantage: Glocalization and the Urban Underclass // American Behavioral Scientist. — 2010. — Vol. 53, No 8. — P. 1111–1132. https://doi. org/10.1177/0002764209356244
21. Lukianoff G., Haidt J. The Coddling of the American Mind: How Good Intentions and Bad Ideas Are Setting Up a Generation for Failure. — New York: Penguin Publishing Group, 2018. — 352 p.
22. Nakamura L. The Unwanted Labour of Social Media: Women of Colour Call Out Culture As Venture Community Management // New Formations. — 2015. — No 86. — P. 106–112. https://doi.org/10.3898/ NEWF.86.06.2015
23. Norris P. Cancel Culture: Myth or Reality? // Political Studies. — 2023. — Vol. 71, No 1. — P. 145–174. https://doi.org/10.1177/00323217211037023
Рецензия
Для цитирования:
Хлыщева Е.В., Тихонова В.Л. «Культура отмены» как механизм конструирования национальной идентичности стран каспийского макрорегиона (на примере анализа учебной литературы Казахстана и Туркменистана). Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(2):104-123. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-2-26-104-123
For citation:
Khlyshcheva E.V., Tikhonova V.L. Cancel Culture in Constructing National Identity of the Caspian Macro-region Countries (on the Example of Textbooks in Kazakhstan and Turkmenistan). Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(2):104-123. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-2-26-104-123