Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Репрезентация Рождественских славлений русских липован Румынии в сети Интернет

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-3-27-39-51

Полный текст:

Аннотация

В статье впервые исследуются репрезентации обычая Рождественских славлений в социальных сетях. Русские липоване Румынии — сообщество русских старообрядцев, проживающих на территории этой страны, преимущественно в регионах Добружда и Тульча. Среди особенностей культуры русских липован Румынии выделяется такой обычай, как Рождественские славления, состоящие из пения фрагментов Рождественского церковного Богослужения старобрядцев (схожие культурные практики имеют место у русских старообрядцев Молдовы и Украины). В настоящее время члены общин русских липован Румынии часто записывают славления, происходящие в домах или общественных местах, на видео и выкладывают в социальных сетях и на различных платформах сети Интернет. Актуальность заявленной проблематики связана с необходимостью изучения влияния новых технологий на поддержание/распространение традиционной культуры, что особенно важно для малых сообществ. Цель статьи — выделить и проанализировать характерные черты репрезентации Рождественских славлений русских липован Румынии в сети Интернет. В соответствии с этой целью выделены следующие задачи: 1) рассмотреть влияние исторических обстоятельств на формирование традиционной культуры празднования Рождества старообрядцами Румынии; 2) собрать и описать примеры репрезентации Рождественских славлений русских липован Румынии в сети Интернет, проанализировать специфику, социокультурный контекст их бытования; 3) выделить ключевые особенности этой практики по сравнению с аналогичными обычаями «староверов» Молдавии и Украины. Методологию исследования составил комплексный культурологический подход, основанный на использовании историко-генетического, герменевтического и сравнительно-аналитического методов, а также подходов киберэтнографии. В результате исследования установлено, что проживающие в иноэтническом и иноконфессиональном окружении русские липоване Румынии активно репрезентуют на своих станицах в социальных сетях и частных каналах на платформе YouTube бытующую в этом сообществе традицию Рождественских славлений, что отчасти способствует её воспроизведению и реконструкции по инициативе авторов этих роликов. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что при этом славления румынских липован отличаются от колядок точным следованием церковному канону, являясь по сути высокосохранным вариантом домашнего богослужения и одновременно специфической коммуникативной практикой. Румынское название colindă, используемое липованами для обозначения славлений, можно интерпретировать как поиск ближайших соответстветствий в традициях соседствующей культуры.

Об авторе

О. Ф. Ежова
Архив РАН
Россия

Оксана Федоровна Ежова — кандидат филологических наук, научный сотрудник

117218, Москва V-218, ул. Новочеремушкинская, 34. (Россия)



Список литературы

1. Анастасова Е. А. Евростароверы. Старообрядцы Болгарии и Румынии в объединённой Европе // Липоване. История и культура русских старообрядцев. Вып. 1. — Одесса, 2004. — С. 77–83

2. Головнёв А. В., Белоруссова С.Ю., Киссер Т.С. Виртуальная этничность и киберэтнография. — Санкт-Петербург: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2021. — 280 с.

3. Душакова Н. Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2020. — Т. 38, No 2. — С. 184–206. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-l84-206

4. Ежова О.Ф. Святочные славления детей из семей старообрядцев города Бендеры (по материалам экспедиции 2020 года) // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — No 6. — С. 548–550. https://doi. org/10.24412/1991-5497-2021-691-548-550

5. Липинская В.А. Этнонимы и конфессионимы русского населения в Румынии // Этнографическое обозрение. — 1998. — No 5. — С. 44–55.

6. Паунова Е.В. Обмирания у липован // Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологические аспекты. — Москва: РГГУ, 2001. — С. 181–197.

7. Пригарин А.А. Формирование старообрядческого населения Придунавья в конце XVIII – начале XIX вв. // Липоване: история и культура русских старообрядцев. Вып. 3. — Одесса, 2006. — C. 3–26.

8. Descrierea CIP a Bibliotecii Naþionale a României Istoria minoritãþilor naþionale din România / ed by. D. Dumitrescu, C. Cãpiþã, M. Manea. — Bucureoti: Editura Didacticã oi Pedagogicã, 2008. — 286 p.

9. Knoblauch H. Fokussierte Ethnographie als Teil einer soziologischen Ethnographie // Sozialer Sinn. — 2002. — Vol. 3, No 1. — P. 129–136. https://doi.org/10.1515/sosi-2002-0107

10. Kozlovsky M. A study of the Dobrogean lipovan Russian wedding repertoire // Învăţământ, Cercetare, Creaţie. — 2015. — No 1. — P. 48–54.


Рецензия

Для цитирования:


Ежова О.Ф. Репрезентация Рождественских славлений русских липован Румынии в сети Интернет. Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(3):39-51. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-3-27-39-51

For citation:


Ezhova O.F. Representation of Christmas Praises of Russian Lipovans of Romania on the Internet. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(3):39-51. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-3-27-39-51

Просмотров: 96


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)