Роль католической церкви в геноциде 1994 г . в Руанде
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-3-27-52-66
Аннотация
Исследования в области истории и культуры Африканского континента вызывают всё больший интерес на фоне развития стран Африки и укрепления их связей с Россией. Цель данной статьи — проследить роль католической церкви в динамике становления социокультурной структуры руандийского общества, поместив в фокусе внимания геноцид 1994 г. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1) установить области пересечения религиозной, культурной и политической сфер деятельности католической церкви в руандийском обществе; 2) уточнить роль католической церкви в процессе разрушения коллективного самосознания руандийцев, происходившего на фоне роста трайбализма и нарастания антагонизмов внутри общества; 3) сопоставить различные заявления официального Ватикана по вопросу ответственности церкви за трагедию 1994 г. Анализ предпосылок геноцида как кульминации долгосрочных противоречий между хуту и тутси в руандийском обществе произведён на материалах церковных, государственных и общественно-политических документов, публикаций СМИ и исследовательской литературы. В результате прослежена трансформация понятий «хуту» и «тутси» из социальных — в квазиэтнические. Показано, что, начиная с колониального периода, католическая церковь имела обширное влияние не только в духовной, но и в общественной жизни, включая сферу образования и СМИ. Смена политического вектора работы католической миссии и колониальной администрации после Второй мировой войны в пользу поддержки хуту обеспечила в конце 1950-ых гг. приход к власти представителей этой группы как в рамках религиозных институтов, так и на уровне всего государства. Процесс постепенного сращивания церковной элиты и радикально настроенного политического руководства Руанды привёл к дальнейшей деградации общественных отношений, росту взаимной напряжённости между хуту и тутси и, в конечном счёте, способствовал геноциду. Тем не менее, анализ официальной позиции церкви и действий отдельных священнослужителей в период геноцида, как и анализ позиции официального Ватикана после 1994 г., подтверждают тезис о неоднозначной роли католической церкви в этой трагедии, выявляя сложности процесса осознания меры своей ответственности за произошедшее.
Об авторе
И. Ю. ХатаговаРоссия
Илона Юрьевна Хатагова — соискатель кафедры философии
119454, Москва, проспект Вернадского, 76 (Россия)
Список литературы
1. Кривушин И. Христианский храм как место геноцида (на примере Руанды) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2022. — Т. 40, No 3. — С. 108–135. https://doi.org/10.22394/20737203-2022-40-3-l08-135
2. Кривушин И.В. Церковь и геноцид в Руанде 1994 года // Новая и новейшая история. — 2014. — No 6. — С. 72–82.
3. André C. Phrenology and the Rwandan Genocide // Arquivos de Neuro-Psiquiatria. — 2018. — Vol. 76, No 4. — P. 277–282. https://doi.org/10.1590/0004-282X20180022
4. Baum G., Wells H. The Reconciliation of Peoples: Challenge to the Churches. — Geneva: WCC Publications, 1997. — 206 p.
5. Carney J.J. Rwanda Before the Genocide: Catholic Politics and Ethnic Discourse in the Late Colonial Era. — New York: Oxford University Press, 2013. — XI, 343 p.
6. Court A. The Christian Churches, the State, and Genocide in Rwanda // Missionalia. — 2016. — Vol. 44, No 1. http://dx.doi.org/10.7832/44-1-106
7. Denis P. Christian gacaca and official gacaca in post-genocide Rwanda // Journal for the Study of Religion. — 2019. — Vol. 32, No 1. http://dx.doi.org/10.17159/2413-3027/2019/v32n1a1
8. Eltringham N. ‘Invaders who have stolen the country’: The Hamitic Hypothesis, Race and the Rwandan Genocide // Social Identities. — 2006. — Vol. 12, No 4. — P. 425–446. https://doi. org/10.1080/13504630600823619
9. Erny P. L’école coloniale au Rwanda, 1900–1962. — Paris: L’Harmattan, 2001. — 255 p.
10. Longman T. Church Politics and the Genocide in Rwanda // Journal of Religion in Africa. — 2001. — Vol. 31, No 2. — P. 163–186. https://doi.org/10.2307/1581515
11. Mafeza F. The Role of Education in Combating Genocide Ideology in Post-Genocide Rwanda // International Journal of Education and Research. — 2013. — Vol. 1, No 10. — URL: http://www.ijern.com/ journal/October-2013/23.pdf
12. Prunier G. The Rwanda Crisis: History of a Genocide. — London: C. Hurst & Co. Publishers, 1998. — 424 p.
13. Rittner C., Roth J.K., Whitworth W. Genocide in Rwanda: Complicity of the Churches. — Newark: Paragon House, 2004. — 319 p.
14. Theunis G. Le role de l’Eglise Catholique dans les Evenements Recents // Les crises politiques au Burundi et au Rwanda. — Paris: Karthala, 1995. — P. 289–298.
15. Van’t Spijker G. Religion and the Rwandan genocide // Scripta Instituti Donneriani Aboensis. — 2006. — Vol. 19. — P. 339–357. https://doi.org/10.30674/scripta.67316
Рецензия
Для цитирования:
Хатагова И.Ю. Роль католической церкви в геноциде 1994 г . в Руанде. Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(3):52-66. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-3-27-52-66
For citation:
Khatagova I.U. The Role of the Catholic Church in the 1994 Genocide in Rwanda. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(3):52-66. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-3-27-52-66