«Путешествие героя» в корейской конфуцианской историографии: биографии Ким Юсина и Кунъе в контексте мономифа Дж .Кэмпбелла
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-3-27-67-89
Аннотация
Впервые в отечественном (и мировом) корееведении биографии реальных исторических персонажей рассматриваются в рамках концепции мономифа («путешествия героя») Дж. Кэмпбелла. Прежде подобный подход практиковался лишь при изучении художественной прозы, целью же данного исследования является апробация оптики мономифа применительно к конфуцианским летописям. Критический анализ текста позволил заключить, что концепция мономифа вполне пригодна — с некоторыми оговорками — для описания исторического нарратива биографического раздела конфуцианской летописи «Самгук саги (Исторический записи Трёх государств)» — жизненные пути избранного героя, воплощающего идеал верноподданного, и его антагониста в целом следуют трёхчастной модели, предложенной Дж. Кэмпбеллом (исход — испытания — возвращение). Это позволяет заключить, что мощный автохтонный корейский культурный пласт способствовал складыванию в Корее периода Трёх государств и Объединенного Силла (традиционные даты: I в. до н.э. — X в. н.э.) специфического синкретического мировоззрения, в котором в единую систему интегрировались конфуцианство, буддизм и даосизм, и которое нашло своё отражение в официальном летописном своде, составленном в XII в. Своего рода «цементом», скреплявшим эти субстраты (при известной способности этих учений ассимилировать концепции друг друга) в изложении конфуцианского историографа, стал миф, задававший, вместе с конфуцианским каноном, принципы организации текста, сюжетные модели и способы подачи исторических событий. Восприимчивость корейского конфуцианства на этом историческом этапе к мифологии позволила мифологической космологии достаточно легко встраиваться в конфуцианский мироустроительный нарратив, а также работать с такими сюжетами, которые в классическом востоковедении прежде считались табуированными для конфуцианской этики — в частности, с проявлениями Эдипова комплекса. Интерпретация истории как морально-этической драмы сближает официальную конфуцианскую историографию с политическим мифом в его современном истолковании и позволяет по-новому оценивать исторический текст.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. СоловьёвРоссия
Александр Валерьевич Соловьёв — заместитель главного редактора, журнал «Россия в глобальной политике»; приглашенный преподаватель
119017, М. Ордынка ул., д. 17, каб. 406. (Россия)
Список литературы
1. Асмолов К.В., Соловьёв А.В., Лебедев В.В. Элементы домодерна, модерна и постмодерна в политическом мифе КНДР: опыт конструктивистского анализа // Модернизация Кореи: политика, экономика, общество, культура. — Москва: ВЦИОМ, 2022. — С. 116–139.
2. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. — Москва: Наука. 1977. — 622 с.
3. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. — Санкт-Петербург: Питер, 2023. — 352 с.
4. Лукьянов А.Е. "Ши цзин": архетип конфуцианской культуры и философии // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. — 2014. — Т. 1, No 4. — С. 109–130.
5. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — Москва: Восточная литература. 1995. — 408 с.
6. Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. — Москва: Наука, 1982. — 326 с.
7. Никитина М.И. Миф о женщине-солнце и ее родителях и его «спутники» в ритуальной традиции древней Кореи и соседних стран. — Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2001. — 560 с.
8. Соловьёв А. В. Российский «ориентализм» против корейского «позитивизма»: к переводу биографий (Ёльчон) из «Исторических записей Трёх государств (Самгук саги)» на английский язык // Ориенталистика. 2023a. — Т. 6. No 1. — С. 119–142. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2023-6-1-119-142
9. Соловьёв А.В. Игры, в которые играли хвараны: категория ю (遊) и ее интерпретации в «Самгук саги» Ким Бусика // Корееведение в России: направление и развитие. — 2023b. — Т. 4, No 2. — С. 73–84.
10. Троцевич А.Ф. Миф и сюжетная проза Кореи. — Санкт-Петербург: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996. — 208 с.
11. Троцевич А.Ф. Функции «путешествия героя» в корейской сюжетной прозе // Вестник Центра корейского языка и культуры. — 2004. — No 7. — С. 11–20.
12. Цой И.В. Путь героя (антигероя) в современной южнокорейской прозе XX – начала XXI в. (в сравнении с традиционной литературой) // Современные проблемы Корейского полуострова. — Москва: ИДВ РАН, 2021. — С. 264–275. https://doi.org/10.48647/IFES.2021.27.41.026
13. Bottici C. A Philosophy of Political Myth. — Cambridge: Cambridge University Press, 2007. — 294 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511498626
14. Dundes A. Folkloristics in the Twenty-First Century (AFS Invited Presidential Plenary Address, 2004) // Journal of American Folklore. — 2005. — Vol. 118, No. 470. — Pp. 385–408. https://doi.org/10.1353/jaf.2005.0044
15. Grayson J.H. Myths and Legends from Korea: An Annotated Compendium of Ancient and Modern Materials. — London: Routledge, 2012. — 454 p. https://doi.org/10.4324/9780203358382
16. Gu M.D. The filial piety complex: variations on the Oedipus theme in Chinese literature and culture // The Psychoanalytic quarterly. — 2006. — Vol. 75, No 1. — Pp. 163–195. https://doi. org/10.1002/j.2167-4086.2006.tb00036.x
17. Keung L.Y. Wandering and Imaginal Realms in Analects and Zhuangzi // Monumenta Serica. — 2002. — Vol. 50, No 1. — Pp. 75-93. https://doi.org/10.1080/02549948.2002.11731373
18. McBride R.D. Hidden Agendas in the Life Writings of Kim Yusin // Acta Koreana. — 1998. — Vol. 1. — Pp. 101–142.
19. McBride Richard D. The Structure and Sources of the Biography of Kim Yusin // Acta Koreana. — 2013. — Vol. 16, No. 2. — P. 497–535. https://doi.org/10.18399/acta.2013.16.2.008
20. Na S., You J., Shin J. Chapter 41, 42, and 43 of the Samguk sagi: An Annotated Translation of Biography of Kim Yusin // The Review of Korean Studies. — 2018. — Vol. 21, No. 1. — Pp. 191–262.
21. Sato M. 6. The Archetype of History in the Confucian Ecumene // History and Theory. — 2007. — Vol. 46, No. 2. — Pp. 218–232. https://doi.org/10.1111/j.1468-2303.2007.00403.x
22. Solovyov A.V. Biographies in Samguk Sagi. Literature vs. History? // History, Language and Culture in Korea. Proceedings of the 20th Conference of the Association of Korean Studies in Europe (AKSE) (Comp. by Youngsook Pak and Jaehoon Yeon) — London: Saffron Books (Eastern Art Publishing), 2001. — P. 15–20.
23. White H. The Content of the Form: Narrative Discourse and Historical Representation. — Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1987. — 260 p.
24. 김택균 [Ким Тхэккюн]. 弓裔와 世達寺 [Кунъе и монастырь Седальса] // 史學硏究 — 2004 — no.75. — С. 57–92. (на корейском).
25. 박노자 [Тихонов В.М.] 『三國史記』列傳 金庚信條가 內包하는 意義 [Значение биографии Ким Юсина в «Самгук саги»] // 인화사학연구 [Journal of Korean Association of Art History Education]. — 1995. — No 22 — С. 225–258 (на корейском).
Рецензия
Для цитирования:
Соловьёв А.В. «Путешествие героя» в корейской конфуцианской историографии: биографии Ким Юсина и Кунъе в контексте мономифа Дж .Кэмпбелла. Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(3):67-89. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-3-27-67-89
For citation:
Solovyov A.V. Hero’s Journey in Korean Confucian Historiography: Biographies of Kim Yusin and Kungye in the Context of J . Campbell’s Monomyth. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(3):67-89. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-3-27-67-89