Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Жанрово-тематические особенности изображения военной культуры в российской литературе и кинематографе начала XXI в.

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-3-27-124-136

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу специфики обращения к тематике военной культуры таких наиболее влиятельных видов искусства XXI в., как литература и кинематограф. Военная культура определяется при этом как совокупность социокультурных ценностей, общественных практик и художественных произведений, связанных с реализацией функции защиты родной страны и существованием человека в особых условиях военного конфликта. Цель исследования — проследить динамику раскрытия проблем военной культуры в произведениях российской военной литературы и военного кинематографа в XXI в. Для достижения этой цели были реализованы следующие задачи: 1. Уточнено определение военной культуры; 2. Обосновано выделение художественной военной культуры как части более широкого определения; 3. Выделены характерные черты современной военной литературы, показаны проблемы, связанные с её жанрово-тематическим своеобразием и ролью в культуре; 4. Определены ведущие тенденции развития современного военного кинематографа в России; 5. Выявлено общее и различное в подходах к изображению военной культуры средствами литературы и кино. Новизна исследования заключается в подходе к рассмотрению военной культуры как широкого и многогранного явления, не ограниченного внутриармейской средой и включающего художественную военную культуру. В результате обосновано заключение о сравнительно более существенном проникновении в военный кинематограф не только жанрово-тематических приёмов, но ценностей и смыслов массовой культуры. Военная литература, как показывает данное исследование, на сегодняшний день менее подвержена их влиянию, что позволяет говорить не столько о консерватизме этого вида искусства, сколько о его большей устойчивости по отношению к тенденциям «опрощения». Возможно, это происходит за счёт большей опоры на оригинальное авторское видение — в противовес заданным стандартам кинопроизводства.

Об авторе

И. Е. Мищенко
Челябинский государственный институт культуры
Россия

Игорь Евгеньевич Мищенко — кандидат педагогических наук, докторант

454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а. (Россия)



Список литературы

1. Аристов Д.В. «Окопная правда» вчера и сегодня // Филологический класс. — 2010. — No 23. — C. 30–35.

2. Аристов Д.В. О природе реализма в современной русской прозе о войне (2000-е годы) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2011. — No 2. — C. 169–175.

3. Бутенко А.В. Время и пространство как элементы чеченского текста (на примере повести А. Бабченко «Алхан-Юрт») // Вестник Новгородского государственного университета. — 2015. — No 7. — С. 65–68.

4. Воронов А.М. Проблема правдоподобия и правды в советских и российских художественных фильмах, посвящённых Великой Отечественной войне // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2010. — Т. 2, No 2. — С. 222–231.

5. Выговская Н.С. Система отношений «Автор-читатель» в прозе о Чеченской войне 1990–2000 гг. и ее воздействие на структуру повествования в художественных и нехудожественных «Военных» текстах // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. — 2008. — No 2. — C. 103–108.

6. Данилова Н.Ю. Срочники, пиджаки, профессионалы: мужественности участников постсоветских войн // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2005. — Т. 8, No 2. — С. 110–126.

7. Дзыга Я.О. «Война в настоящем ее выражении» (трагедия войны в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого и «Суровых днях» И. С. Шмелева) // Вестник Военного университета. — 2010. — No 3. — С. 112–118.

8. Дронов В.А. Историческая и атрибутивная достоверность изображения врага в современных фильмах о Великой Отечественной войне // Власть. — 2013. — No 4. — С. 182–186.

9. Иванов В.Н., Савина А.В., Шерстюк Т.В. Трансформация военной культуры в социокультурном пространстве современной России // Современные исследования социальных проблем. — 2022. — Т. 14, No 4-2. — С. 35–39.

10. Иванов В.Н. Противоречия развития российской военной культуры на современном этапе: философский анализ // Философия и образование в условиях социокультурного перехода. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023b. — С. 22–26.

11. Иванов В.Н. Структурные элементы военной культуры с позиции философско-антропологического подхода // Традиции и инновации в пространстве современной культуры. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023a. — С. 45–51.

12. Ключинская О.В. Проблемно-тематические аспекты современной военной прозы // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — 2010. — No 4. — C. 115–120.

13. Кукулин И.В. Регулирование боли (Предварительные заметки о трансформации травматического опыта Великой Отечественной / Второй мировой войны в русской литературе 1940–1970-х годов) // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. — 2005. — No 2-3. — С. 324–336.

14. Ложкова Т.А. Образ русского офицера в военной прозе Ф. Н. Глинки // Филологический класс. — 2012. — No 1. — C. 11–17.

15. Лямзин А.В. Базовые образы Великой Отечественной войны в советском и постсоветском кинематографе как элементы национальной российской идентичности // История и современное мировоззрение. — 2019. — No 1. — С. 73–80.

16. Макеев В.М. «Война» как концепт русской литературы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — No2. — С. 196-200.

17. Маркова Т.Н. Русская военная проза 1990–2000-х годов // Филологический класс. — 2015. — No 1. — С. 12–17.

18. Митько О.А. Люди и оружие (воинская культура русских первопроходцев и коренного населения Сибири в эпоху позднего средневековья) // Военное дело народов Сибири и Центральной Азии. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2004. — С. 165–206.

19. Мищенко И.Е. Военная культура: понятие и подходы к определению содержания // Вестник культуры и искусств. — 2021. — No 1. — С. 86–95.

20. Мищенко И.Е. К вопросу о содержании понятия социокультурный институт // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. — Брянск: Брянский государственный инженерно-технологический университет, 2020. — С. 77–81.

21. Нагорная О.С., Раева Т.В. Образы Первой мировой войны на экранах межвоенной России и Германии: мемориальная политика и коллективная память // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2012. — No 32. — С. 45–48.

22. Рылова К.Ю. Человек на войне в романе З. Прилепина «Патологии» // Вестник Бурятского государственного университета. — 2016. — No 5. — C. 182–190. https://doi.org/10.18101/1994-0866-2016-5182-190

23. Садовникова Т.В. Поэтика Афганских рассказов О. Ермакова // Филологический класс. — 2013. — No 2. — C. 102–105.

24. Фадеева Т.М. Подъём и упадок империи Габсбургов // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. — 2020. — No 1. — С. 119–131.

25. Фейблман Дж. Типы культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. — Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. — С. 203–224.

26. Хабибуллина Л.Ф. Вторая мировая война в современной литературе // Филология и культура. — 2015. — No 2. — С. 264–269.

27. Хохлов В.А. Великая Отечественная война в современном российском кино: продолжение в фэнтези-будущем // Новый исторический вестник. — 2010. — No 1. — C. 67–74.

28. Чистякова В.О. Отечественное военное кино 1911–2011 годов: медиатизация памяти // Культурологический журнал. — 2012. — No 3. — С. 3. — URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/144.html&j_id=11

29. Abbot J.S.C. History of the Habsburg empire. Rise and decline of the great dynasty. — New York: Madison & Adams press, 2018. — 840 р.

30. Fussel P. The Great War and Modern Memory. — Oxford: Oxford University Press, 2000. — 368 p.

31. Sherman D. The Construction of Memory in Interwar France. — Chicago: The University of Chicago Press, 1999. — 414 p.


Рецензия

Для цитирования:


Мищенко И.Е. Жанрово-тематические особенности изображения военной культуры в российской литературе и кинематографе начала XXI в. Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(3):124-136. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-3-27-124-136

For citation:


Mishchenko I.E. Genre and Thematic Features of Displaying Military Culture in Russian Literature and Cinema of the Early 21st Century. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(3):124-136. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-3-27-124-136

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)