Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Фантастический сериал «Орвилл» как пространство мемориальных культур и войн памяти

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-4-28-21-47

Аннотация

Актуальность изучения процессов коллективной памяти связана с возрастанием роли меморизации в общественных процессах, обретающих в настоящее время всё более значительный конфликтный потенциал. С этой точки зрения в качестве материала исследования рассматривается популярный научно-фантастический сериал «Орвилл», репрезентирующий определённый сегмент американской политической культуры. Содержательно «Орвилл» пародирует классические эпопеи «Звёздный путь» и «Вавилон 5», участвуя в процессах деконструкции исторической коллективной памяти современного американского общества. Цель исследования — установить, каким образом формально пародийный сериал не только пародирует и имитирует, но и фактически конструирует собственные версии мемориальной культуры. Соответственно его задачи: 1) выделить и описать универсальную тактику деконструкции как форму ревизии более ранних мемориальных культур; 2) уточнить возможности и границы описания мемориальной культуры сквозь призму визуальной массовой культуры на примере научно-фантастического сериала, обосновать обращение к сериалу «Орвилл» в качестве репрезентирующей единицы исследования; 3) выделить модусы актуализации политических и социальных противоречий американского общества на примере сериала «Орвилл»; 4) рассмотреть специфику трансформации массового сознания путём конструирования новой версии идентичности в свете радикального пересмотра нарративов «классических» научно-фантастических сериалов; 5) проанализировать политические и идеологические измерения «войн памяти», представленных в столкновении «традиционных» и «либеральных» ценностей персонажей сериала. Методологически статья основана на принципах, предложенных в рамках мемориального поворота и анализа политики памяти, принадлежащих к парадигме культуральной и интеллектуальной истории. Использованы методы дискурс-анализа и интент-анализа. Новизна исследования состоит в определении направлений и специфики ассимиляции «политического», ограниченного проблемами коллективной памяти, культурной, религиозной и гендерной идентичности, военной конфронтации и идеологического противостояния в современной массовой культуре исторической памяти, редуцированной до визуальных пространств научно-фантастического сериала «Орвилл». Сериал представляет собой попытку деконструкции культурного опыта и наследия «Звёздного пути», которой удалось актуализировать функции научно-фантастического сериала как одного из источников культурных и социальных смыслов для современного общества потребления. Показан вклад сериала 1) в развитие коллективной памяти общества США; 2) в изменение концептов Самости и Инаковсти через призму конкретизации культурных, религиозных и гендерных ролей; 3) в ревизию прошлого в массовой культуре как альтернативном пространстве функционирования коллективной исторической памяти. В результате исследования установлено, что современная американская смеховая культура, представленная в этом сериале, обращена к переосмыслению исторического опыта и коллективной памяти. Сериал «Орвилл» выступает в качестве одного из культурных механизмов ассимиляции «идеологического» и «политического» в масскультурном дискурсе. Он актуализирует ревизию коллективного исторического опыта травмы и представляет собой попытку отказа от стратегий исторической амнезии и игнорирования политически неудобного опыта. При этом «строгая» научная фантастика воспринимается массовым сознанием как ограничивающая возможности работы с такими травмами.

Об авторе

М. В. Кирчанов
Воронежский государственный университет
Россия

Максим Валерьевич Кирчанов — доктор исторических наук, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран Факультета международных отношений, доцент кафедры истории зарубежных стран и востоковедения Исторического факультета

394063, Воронеж, Университетская пл. 1. (Россия)



Список литературы

1. Кирчанов М.В. "Классическое" в массовой культуре: цитирование, имитация и ассимиляция наследия Вилльяма Шекспира во вселенной "Звездного пути" // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. — 2023. — № 3. — С. 73–89. https://doi.org/10.23951/2312-7899-2023-3-73-89

2. Кирчанов М.В. Научно-фантастические сериалы "Звёздный путь" и "Вавилон 5" как формы конструирования политической и мемориальной культур // Концепт: философия, религия, культура. — 2022. — Т. 6, № 4. — С. 115–137. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-115-137

3. Манчев Б. Модерност и антимодерност. Българският националекзотизъм // Култура и критика. Т. 3. Краят на модерността? — Варна: LiterNet, 2003. — С. 376–416.

4. Adorno T. The Meaning of Working Through the Past // Critical Models: Interventions and Catchwords. — New York: Columbia University Press, 2005. — P. 89–103.

5. Aguiar D., Rojas G. O movimento feminista e de mulheres na Argentina: perspectivas pós-colonial e socialista // Revista Crítica de Ciências Sociais. — 2020. — № 121. — P. 169–190. https://doi.org/10.4000/rccs.10436

6. Assmann A. Transformations between History and Memory // Social Research: An International Quarterly. — 2008. — Vol. 75, № 1. — P. 49–72. https://doi.org/10.1353/sor.2008.0038

7. Berry M.R. Darulioian Assault: The Orville and Sexual Consent // Exploring The Orville: Essays on Seth MacFarlane’s Space Adventure. — New York: McFarland, 2021. — P. 48–61.

8. Fairchild L. Toward a Queer Utopia: Alien Alterity and Sexuality in The Orville // Exploring The Orville: Essays on Seth MacFarlane’s Space Adventure. —New York: McFarland, 2021. — P. 62–74.

9. Finney P. The Ubiquitous Presence of the Past? Collective Memory and International History // The International History Review. — 2014. — Vol. 36, № 3. — P. 443–472. https://doi.org/10.1080/07075332.2013.828646

10. Freire-Medeiros B., Corrêa D.S. As novas tendências na teoria social contemporânea. Uma introdução // Revista Crítica de Ciências Sociais. — 2020. — № 123. — P. 71–76. https://doi.org/10.4000/rccs.11056

11. Fridolfsson C. et al. Ideologi i makt och motstånd // Fronesis. — 2016. — № 52–23. — P. 8–21.

12. Guarche Ribeiro M.F., Gugliano A.A. Resistir é viver. Notas sobre a luta política das mulheres curdas por uma sociedade antipatriarcal no século xxi // Revista Crítica de Ciências Sociais. — 2021. — № 125. — P. 29–52. https://doi.org/10.4000/rccs.11960

13. Guillaume M., Baudrillard J. Figures de l’alterite. — Paris: Descartes, 1994. — 176 p.

14. Gundenäs H., Hylmö A., Lindgren J. Samhällskritikens återkomst // Fronesis. — 2011. — Vol. 36–37. — P. 8–19.

15. Nolan C. Finding the Female: Gender in Moclan Society // Exploring The Orville: Essays on Seth MacFarlane’s Space Adventure. — New York: McFarland, 2021. — P. 34–47.

16. Olkowski-Laetz D. Chapter 6. A Postmodern Language in Art // Postmodernism: Philosophy and the Arts. — New York: Routledge, 1990. — P. 177. https://doi.org/10.4324/9781315112299

17. Putignano F. The Orville: AMeta-Pop Culture Phenomenon for Feminism // Exploring The Orville: Essays on Seth MacFarlane’s Space Adventure. — New York: McFarland, 2021. — P. 75–96.

18. Reinhardt B. Os estudos críticos da religião e do secularismo: virada ou paradigma? // Revista Crítica de Ciências Sociais. — 2020. — № 123. — P. 97–120.

19. Rudow L.B. Resisting Dogma and Damnation with The Orville // Exploring The Orville: Essays on Seth MacFarlane’s Space Adventure. — New York: McFarland, 2021. — P. 122–138.

20. Rueda Laffond J.C., Coronado Ruiz C. Historical science fiction: from television memory to transmedia memory in El Ministerio del Tiempo // Journal of Spanish Cultural Studies. — 2016. — Vol. 17, № 1. — P. 87–101.

21. Sepúlveda dos Santos M. O retorno do pesadelo: um estudo sobre a luta da memória contra o esquecimento // Revista Crítica de Ciências Sociais. — 2020. — № 121. — P. 103–122. https://doi.org/10.4000/rccs.10324

22. Slade D.M. Avis Vult! Krill and the Dangers of Religion // Exploring The Orville: Essays on Seth MacFarlane’s Space Adventure. — New York: McFarland, 2021. — P. 98–121.

23. Soares M., Rodrigues L., Nogueira C. “Homens de verdade” e a patologização das identidades trans // Revista Crítica de Ciências Sociais. — 2021. — № 126. — P. 133–150. https://doi.org/10.4000/rccs.12468

24. Sutton J. Between Individual and Collective Memory: Coordination, Interaction, Distribution // Social Research: An International Quarterly. — 2008. — Vol. 75, № 1. — P. 23–48. https://doi.org/10.1353/sor.2008.0063

25. Topolska A. Shaping Memory through Visuality // Journal of Educational Media, Memory, and Society. — 2023. — Vol. 15, № 1. — P. 62–79. https://doi.org/10.3167/jemms.2023.150104

26. Tornhill S., Tolvhed H. Samhällsomdaningens subjekt och horisonter – om vänster och feminism som kritik och politik // Fronesis. — 2007. — № 25–26. — P. 8–20.

27. Trachtenberg A. Through a Glass, Darkly: Photography and Cultural Memory // Social Research: An International Quarterly. — 2008. — Vol. 75, № 1. — P. 111–132. https://doi.org/10.1353/sor.2008.0046

28. Vargas Álvarez S. Políticas de la memoria y usos públicos de la historia // Memoria y Sociedad. — 2013. — Vol. 17, № 35. — P. 7–9.

29. Welsh P. “Majority Rule” and a Critique of Pure Democracy // Exploring The Orville: Essays on Seth MacFarlane’s Space Adventure. — New York: McFarland, 2021. — P. 165–178.

30. Wertsch J. V. Collective Memory and Narrative Templates // Social Research: An International Quarterly. — 2008. — Vol. 75, № 1. — P. 133–156. https://doi.org/0.1353/sor.2008.0051


Рецензия

Для цитирования:


Кирчанов М.В. Фантастический сериал «Орвилл» как пространство мемориальных культур и войн памяти. Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(4):21-47. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-4-28-21-47

For citation:


Kyrchanoff M.W. Science Fiction Series Orville as Space for the Memorial Cultures and Memory Wars. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(4):21-47. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-4-28-21-47

Просмотров: 472


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)