Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Эволюция концепта «варварства» в контексте франко-германской конфронтации 1870-х – 1910-х гг.

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-25-43

Аннотация

Статья посвящена анализу эволюции образа варваров в рамках французско-германского противостояния в 1870-е – 1910-е гг. Создание и видоизменение политических мифов рассматривается через призму культурных артефактов. Актуальность исследования заключается в возможности на частном примере межгосударственной межкультурной конфронтации рассмотреть универсальные закономерности её развития. Цель работы — установить «правила» взаимной стигматизации и найти объяснения исключениям, аномалиям, мнимым несоответствиям: сочетанию стереотипов об учёности, педантичности и варварстве немцев, разнице самоидентичностей при сходстве антично-варварского культурного генезиса и т.д. Соответственно в задачи исследования входило: 1) систематизация материалов исследования; 2) уточнение характера влияния культурно-исторического фона на концептуализацию образа «варварского» либо «цивилизованного»; 3) выявление в дихотомии «варвары/цивилизация» базисных антонимичных пар как составляющих «заклятой вражды». Материалами работы послужили разноплановые тексты рассматриваемого периода, от речей, эссе, мемуаров и писем до плакатов и памятников. В качестве основных методов исследования использованы компаративный, семиотический и имагологический подходы с применением корпусного анализа, дискурс-анализа и контент-анализа. Определению причин, по которым именно за немцами во французской оптике закрепился образ варваров (чего не произошло с французами в немецкой оптике), способствовал сравнительный анализ соответствующих образов, выделенных в разноплановых культурных артефактах, рассмотренных как текст культуры. Этот анализ показал, что на французскую вековую традицию называть внешних и внутренних врагов варварами и пропагандистский нарратив 1870-х гг. своевременно наложилась национальноромантическая специфика объединённой Германии с культом предков, закреплённым в песнях и монументах. Также была выделена взаимосвязь декадентского мироощущения «конца века» и политического коллапса Франции. Французские журналисты, писатели и поэты, сравнивая упадок империй, Римской и Французской, создали новую грань дихотомии «немецкие варвары — французская цивилизация». Рассмотрение приёмов немецкой контрпропаганды, которые позволяли одновременно эстетизировать варварское начало и иронизировать над вражеским штампом «варваров, гуннов, бошей», позволило уточнить общую дихотомию «свой — чужой» и выявить её составляющие в языке вражды Германии и Франции. В результате было обнаружено, что такие контекстуально-синонимичные на первый взгляд стигмы, как «варвар» — «чужой» и «цивилизованный» — «свой» соответственно могут не совпадать, если миф детерминирован многовековой неполитической традицией и актуальными политическим обстоятельствами, из-за чего в рамках исключения, подтверждающего правило, немецкий кайзер может сравнить себя с галльским вождем, а нобелевские лауреаты — выводить свою идентичность из сравнения с кровожадными дикарями.

Об авторе

К. С. Антоневич
МГИМО МИД России
Россия

Константин Станиславович Антоневич — аспирант кафедры мировой литературы и культуры

119454, Москва, проспект Вернадского, 76 (Россия)



Список литературы

1. Баранов Н.Н. «Гуннская речь» кайзера Вильгельма II в интеллектуальном контексте эпохи // Imagines Mundi: Альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв. — 2008. — Т. 5, № 3. — С. 262–268.

2. Коротков М.Ю. К проблеме "чужого" в современной феноменологии // Среднерусский вестник общественных наук. — 2010. — № 3. — С. 13–17.

3. Кузнецов Д.В. «Тень» Вьетнама над Америкой: Американское общественное мнение и использование военной силы США после войны во Вьетнаме (1973–2009 гг.). — Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016. — 752 с.

4. Миронова Е.В. Образ Германии в русских пропагандистских открытках времен Первой Мировой Войны // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2018. — Т. 10, № 3-2. — С. 42–53. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-42-53

5. Обидина Ю.С. Варварство как «шаблон» инаковости в контексте культурной эволюции древних греков // Человек. Культура. Образование. — 2023. — № 2. — С. 107–125. https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-2-107

6. Соколова Е. В. Накануне первой Мировой: осцилляция образа войны в предвоенной немецкой лирике (1911–1914) // Вестник культурологии. — 2021. — №3. — С. 44–59. https://doi.org/10.31249/hoc/2021.03.03

7. Феноменология Чужого в контексте культурной (этноконфессиональной) безопасности / А. П. Романова, С. Н. Якушенков, И. В. Лебедева, М. С. Топчиев // Человек. Сообщество. Управление. — 2011. — № 1. — С. 44–56.

8. Aust H. Schriftseller und Nation im Wilhelminismus // Die Intellektuellen und die nationale Frage. — Frankfurt; New York: Campus Verlag, 1997. — P. 107–124.

9. Benjamin H.C. Official Propaganda and the French Press during the Franco-Prussian War // The Journal of Modern History. — 1932. — Vol. 4, No 2. — P. 214–230. https://doi.org/10.1086/235868

10. Birley A. Tacitus' Style and Influence // Agricola and Germany. — Oxford: Oxford University Press, 1999. — P. XXXV–XXIX.

11. Jeismann M. Rückkehr der Barbaren? Vae Victoribus // Das Vaterland der Feinde: Studien zum nationalen Feindbegriff und Selbstverständnis in Deutschland und Frankreich 1792–1918. — Stuttgart: Klett-Cotta, 1992. — P. 207–240.

12. Koch U.E. Du Printemps des peuples à la guerre franco-allemande (de 1848 à 1870-1871) // La Caricature entre République et censure. — Lyon: Presses universitaires de Lyon, 1996. — P. 370–382. https://doi.org/10.4000/books.pul.8054

13. Krobb F. “Die Kunst der Väter tödtet das Leben der Enkel”: Decadence and Crisis in Fin-de-Siècle German and Austrian Discourse // New Literary History. — 2004. — Vol. 35, No 4. — P. 547–562.

14. Malik S. Decadence and Roman Historiography // Decadence and Literature. — Cambridge: Cambridge University Press, 2019. — P. 30–46. https://doi.org/10.1017/9781108550826.003

15. Moses J.A. La théorie de la guerre juste dans l’Empire allemand (1871–1918): un phénomène protestant // Mil neuf cent. Revue d'histoire intellectuelle. — 2005. — Vol. 23, No 1. — P. 143–166. https://doi.org/10.3917/mnc.023.0143

16. Moßmann W., Schleuning P. Alte und neue politische Lieder. Entstehung und Gebrauch, Texte und Noten. — Reinbek: Rowohlt, 1978. — 372 s.

17. Pross C. Dekadenz: Studien zu einer großen Erzählung der frühen Moderne. — Göttingen: Wallstein Verlag, 2013. — 438 p. https://doi.org/10.5771/9783835323438

18. Schmidt A. Teil II. Deutschlandbilder Im Zeichen Humanistischer Tradition // Vaterlandsliebe und Religionskonflikt: Politische Diskurse im Alten Reich (1555-1648). — Leiden: BRILL, 2007. — P. 125–191. https://doi.org/10.1163/ej.9789004161573.i-512

19. Werner M. La nation revisitée en 1870-1871. Visions et redéfinitions de la nation en France pendant le conflit franco-allemand // Revue germanique internationale. — 1995. — № 4. — P. 181–200. https://doi.org/10.4000/rgi.525

20. Wetzel D. A Duel of Nations: Germany, France, and the Diplomacy of the War of 1870–1871. — Madison: University of Wisconsin Press, 2012. — xvi, 310 p.


Рецензия

Для цитирования:


Антоневич К.С. Эволюция концепта «варварства» в контексте франко-германской конфронтации 1870-х – 1910-х гг. Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(1):25-43. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-25-43

For citation:


Antonevich K.S. Evolution of the Concept of Barbarism within the Context of the Franco-German Confrontation in the 1870s–1910s. Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(1):25-43. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-25-43

Просмотров: 499


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)