Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Мохаммад Эбрахим Джафари: эстетика живописи в поэзии

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-142-154

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению творческого наследия выдающегося деятеля иранской культуры — поэта и художника Мохаммада Эбрахима Джафари (1940–2018). Новизна представленного исследования обуславливается почти полным отсутствием научных работ, посвящённых этой теме: основные биографические факты, анализ художественного языка и специфики образности М.Э. Джафари слабо представлены даже на персидском языке. Цель работы — выявление особенностей национально-культурного горизонта развиваемого Джафари синтетического жанра, объединяющего живопись и поэзию. Для достижения этой цели потребовалось, во-первых, проследить творческую биографию поэта; во-вторых, уточнить характер художественных образов, созданных им на разных этапах жизни; проанализировать оригинальный метод «авторской инициативы» как способа художественного обогащения нового синтетического жанра. Многогранный характер предмета исследования обусловил необходимость междисциплинарного подхода и использование комплекса таких методов, как биографический, герменевтический и сравнительно-типологический. Автором статьи изучены все опубликованные на сегодняшний день видеоматериалы и интервью поэта, его картины, а также сборник избранных стихотворений. Также автором статьи впервые переведён с персидского языка весь представленный в тексте поэтический материал. Исследование показало, что М.Э. Джафари, не разграничивавший формы проявления творчества, легко переносит стилистические приёмы своих живописных работ на стихотворения, наполняя лирику разными оттенками красок, цветовыми пятнами и запахами. И напротив, поэтическая ритмика прослеживается в его живописи. Абстрактные живописные образы при этом воплощают наиболее существенные для поэта по остроте восприятия, создавая изображения пространства и времени как уникального опыта переживания, предельно конкретного по своей силе и глубине. Виртуозное сочетание абстрактной выразительности и конкретики чувственного образа позволяет отнести глубоко личное художественное творчество М.Э. Джафари к культурной волне «новой поэзии», отвечающей основным принципам философии иранского модерна.

Об авторе

А. В. Березина
МГИМО МИД России
Россия

Анна Владимировна Березина — PhD (филология), кандидат культурологии, доцент кафедры индоиранских и африканских языков 

119454, Москва, проспект Вернадского, 76 (Россия)



Список литературы

1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2001. — 512 с.

2. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. — Москва: Искусство, 1966. — 403 с.

3. Володина Т.И. Модерн: проблемы синтеза // Вопросы искусствознания. — 1994. — № 2-3. — С. 327–357.

4. Кляшторина В.Б. «Шаги тихой воды» — две волны вестернизации в персидской поэзии ХХ века // Новое литературное обозрение. — 2003. — № 4. — С. 44.

5. Кляшторина В.Б. Новая поэзия в Иране. — Москва: Наука, 1975. — 253 с.

6. Кошемчук Т.А., Рейснер М.Л., Яхьяпур М. Антропологическая концепция в мистической поэзии Парвин Этесами // Концепт: философия, религия, культура. — 2021. — Т. 5, № 4. — С. 186–199. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-4-20-186-199

7. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. — Москва: Изогиз, 1933. — 210 с.

8. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. — Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 1996. — 846 с.

9. Розенталь Р., Ратцка Х. История прикладного искусства нового времени. — Москва: Искусство, 1971. — 223 с.

10. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы. — Москва: Искусство, 1989. — 293 с.

11. Скворцова И.А. Скрябин и стиль модерн // Научный вестник Московской консерватории. — 2012. — № 3. — С. 78–82. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2012.10.3.06

12. Фёдоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика. — Москва: МИК, 2004. — 368 с.

13. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. — Москва: Мысль, 1999. — 608 с.

14. ﺑﺎدروج ا رواﻧﺸﻨﺎ رﻧﮕﻬﺎ در اﺷﻌﺎر ﻣﺤﻤﺪ اﺑﺮاﻫﯿﻢ ﺟﻌﻔﺮی // اوﻟﯿﻦ ﮐﻨﻔﺮاﻧﺲ ﻣﻠﯽ ﭘﮋوﻫﺶ

15. ﻫﺎی ﮐﺎرﺑﺮدی در ﻓﺮاﯾﻨﺪﻫﺎی ﺗﻌﻠﯿﻢ و ﺗﺮﺑﯿﺖ ﻣﯿﻨﺎب ,1399.

16. [Бадрудж А. Психология цвета в поэзии Мохаммада Эбрахима Джафари» // National Conference on Professional Applied in Education Processes. Minab, 1399. — URL: https://civilica.com/doc/1116236/ ]

17. ﺣﺴﻦ ﻟﯽ ک. ﮔﻮﻧﻪ ﻫﺎی ﻧﻮآوری در ﺷﻌﺮ ﻣﻌﺎ اﯾﺮان. در ٢ ﺟﻠﺪ. ﺗﻬﺮان: ﺛﺎﻟﺚ، 1391. 514 ص .

18. [Хасанли К. Новаторство в современной поэзии Ирана. В 2-х томах. Тегеран: Салес, 2012. — 514 с.]

19. ﺣﻘﻮﻗﯽ م. ﺷﻌﺮ ﻧﻮ از آﻏﺎز ﺗﺎ اﻣﺮوز. در ٢ ﺟﻠﺪ. ﺗﻬﺮان: ﺛﺎﻟﺚ، 1402 . – 1134 ص .

20. [Хогуги М. «Новая поэзия» от возникновения до наших дней. В 2-х томах. Тегеран: Салес, 2023. – 1134 с.]

21. ﮐﺪﮐﻨﯽ ش. ادوار ﺷﻌﺮ ﻓﺎر. ﺗﻬﺮان: ﺳﺨﻦ، 1387 . – 176 ص

22. [Кадкани Ш. Периодизация персидской поэзии. Тегеран: Сохан, 2008. – 176 с.]


Рецензия

Для цитирования:


Березина А.В. Мохаммад Эбрахим Джафари: эстетика живописи в поэзии. Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(1):142-154. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-142-154

For citation:


Berezina A.V. Mohammad Ebrahim Jafari: Aesthetics of Painting in Poetry. Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(1):142-154. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-142-154

Просмотров: 112


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)