Модус ностальгии современной англоязычной культуры как феномен weird-лиминальной эстетики: литература, кино и музыка
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-2-30-136-152
Аннотация
В статье предпринята попытка выявить механизм работы процесса «медленной отмены будущего» как кризисной культурной ситуации, в рамках которой современная англоязычная культура утратила возможность создавать художественные произведения, представляющие внятный образ будущего. Цель исследования: раскрыть эстетику анахронизмов, понятых в особом нюансированном смысле, как способов работы с проектами отменённого будущего, создающих условия невозможности всякого рода трансгрессии. Для этого применяется нестандартная оптика weird-лиминальной эстетики, которая сочетает ретротопическую эфемерную ностальгию, лиминальный характер эстетики, содержащей в себе компонент телеологической аварии и weird-имагологии. В работе применяются метаанализ исследований частных областей культуры, герменевтические исследования, а также сравнительный анализ. В том числе проанализированы основные тренды современной американской и британской литературы, а также жанры, поэтика которых работает с образами будущего. Так, при рассмотрении кино изучены образные особенности репрезентации времени, бытия-к-времени и образности прогресса на материале фильмов «Оно» (2014, ориг. «It Follows», реж. Дэвид Митчелл), «Меланхолия» (2011, ориг. «Melancholia», реж. Ларс фон Триер) и Барби (2023, ориг. «Barbie», реж. Грета Гервиг). Финальное рассмотрение предлагает обзорный и сущностный анализ «бестиария» анахронизмов в современной музыке и англоязычной песне. В результате с позиции философии культуры представлена теоретическая модель разностороннего и разнопланового кризиса представлений о будущем, содержащихся в исследуемых материалах. Причём если для модерна была характерна более или менее чёткая картинка завтрашнего дня, то современность постепенно стирает различия между «вчера» и «завтра» в безликом указании на «наши дни».
Об авторах
В. Н. КазаринРоссия
Виктор Николаевич Казарин — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории, Институт культуры, социальных коммуникаций и информационных технологий
664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11(Россия)
М. Г. Чертовских
Россия
Матвей Григорьевич Чертовских — магистр журналистики, аспирант, преподаватель кафедры философии
119454, Москва, проспект Вернадского, 76 (Россия)
Д. В. Чертовских
Россия
Дарья Владимировна Чертовских — магистр журналистики, независимый исследователь
Список литературы
1. Авраменко И.А. "Возвращение в Брайдсхед" Ивлина Во: нарративизация прошлого // Мировая литература в контексте культуры. — 2015. — № 4. — С. 67–79.
2. Аронсон О. Язык времени // Кино / Ж. Делез. — Москва: Ad Мarginem, 2004. — С. 11–36.
3. Бауман З. Ретротопия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2018. — № 6. — С. 435–442. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.6.22
4. Вудард Б. Безумная спекуляция и абсолютный ингуманизм: Лавкрафт, Лиготти и weirding философии // Логос. — 2019. — Т. 29, № 5. — С. 203–228. https://doi.org/10.22394/0869-5377-2019-5-203-225
5. Дерида Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый интернационал. — Москва: Logos-altera, Ессе homo, 2006. — 256 с.
6. Джеймисон Ф. Марксизм и интерпретация культуры. — Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. — 412 с.
7. Конева А.В. Воображение времени в современном кинематографе // Международный журнал исследований культуры. — 2012. — №2. — С. 42–47.
8. Кусимова Т.Б., Шмидт М.А. Ностальгическое потребление: социологический анализ // Журнал институциональных исследований. — 2016. — Т. 8, №2. — С. 120–133. https://doi.org/10.17835/20766297.2016.8.2.120-133
9. Ламохина Н.И. Путешествие в прошлое: техника как фактор ностальгии // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2020. — № 2. — С. 38–43. https://doi.org/10.30725/2619-0303-2020-2-38-43
10. Лушникова Г.И., Осадчая. Т.Ю. Современная англоязычная литература: традиции и эксперимент, — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 170 с.
11. Нарышкин К.А. Жанр киберпанка как прогноз развития капитализма // Новизна. Эксперимент. Традиции. — 2022. — Т. 8, № 3. — С. 46–58.
12. Проскурнин Б. М. О некоторых тенденциях развития современной английской литературы (судьбы романа в Англии 1980–2000-х гг.) // Мировая литература в контексте культуры. — 2013. — № 2. — C. 38–51.
13. Розен М. Спекулятивный аннигиляционизм: Пересечение археологии и вымирания. — Пермь: Гиле Пресс, 2021. — 128 с.
14. Рыльщикова Л.М. Типология жанров современного научно-фантастического дискурса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2011. — Т. 13, № 2-1. — С. 193–196.
15. Сапогова Е.Е. Экзистенциально-психологические аспекты переживания "Ностальгии без памяти" // Проблемы современного образования. — 2019. — № 2. — С. 28–45.
16. Скобелева Е.А. Нравственные ориентиры современной американской литературы // Ученые записки Новгородского государственного университета. — 2019. — № 3. — С. 14. https://doi.org/10.34680/2411-7951.2019.3(21).14
17. Скороходько Ю.С. Стимпанк как явление современной литературы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2015. — № 2-2. — С. 223–229.
18. Старовойтенко А. Между ностальгией и ретротопией // Интеракция. Интервью. Интерпретация. — 2019. — T. 11, № 18. — С. 125–135. https://doi.org/10.19181/inter.2019.18.7
19. Стулов Ю.В. Новые тенденции в Американской литературе, новые имена // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. — 2020. — № 4. — C. 150–155.
20. Уайт Х. Правда и обстоятельства. Что (все-таки) подобает говорить о Холокосте? / Х. Уайт // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. — 2022. — № 2. — С. 121–137.
21. Учаев Е.И. Проблема ядерного оружия в философии Жака Деррида // Концепт: философия, религия, культура. — 2023. — Т. 7, № 1. — С. 7–18. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-7-18
22. Фишер М. Призраки моей жизни. Тексты о депрессии, хонтологии и утраченном будущем. — Москва: Новое литературное обозрение, 2021. — 256 с.
23. Чеснокова Л.В. Феномен жуткого: опыт философской рефлексии Фрейда и Хайдеггера // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 4-1. — С. 214–218.
24. Чикишева А.С. Феномен ностальгии и его проблематизация в современном культурологическом знании // Культурологический журнал. — 2012. — № 3. — С. 10.
25. Щербак Н.Ф. Постколониальная литература: истоки, теории и проблемы (новая идентичность героя и автора постколоний) // Полилингвиальность и транскультурные практики. — 2019. — Т. 16, № 4. — С. 515–527. https://doi.org/10.22363/2618-897X-2019-16-4-515-527
26. Berardi F. After the Future. — Oakland: AK Press, 2011. — 185 p.
27. Derrida J. La voix et le phénomène: introd. au problème du signe dans la phénoménologie de Husserl. — Paris: Presses universitaires de France, 1967. — 120 p.
28. Derrida J., Porter C., Lewis P. No Apocalypse, Not Now (Full Speed Ahead, Seven Missiles, Seven Missives) // Diacritics. — 1984. — Vol. 14, № 2. — P. 20–31. https://doi.org/10.2307/464756
29. Fisher M. Capitalist Realism: Is There No Alternative? — Winchester: Zero Books, 2009. — 81 p.
30. Fisher M. The Weird and The Eerie. — London: Repeater Books, 2016 — 134 p.
31. Fukuyama F. The end of history and the last man. — New York: Free Press, 1992. — 600 p.
32. Hägglund M. Radical Atheism: Derrida and the Time of Life. Stanford: Stanford University Press, 2008. 272 p.
Рецензия
Для цитирования:
Казарин В.Н., Чертовских М.Г., Чертовских Д.В. Модус ностальгии современной англоязычной культуры как феномен weird-лиминальной эстетики: литература, кино и музыка. Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(2):136-152. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-2-30-136-152
For citation:
Kazarin V.N., Chertovskikh M.G., Chertovskikh D.V. Modus of Nostalgia of Modern English-Speaking Culture as a Phenomenon of Weird-Liminal Aesthetics: Literature, Cinematography and Music. Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(2):136-152. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-2-30-136-152