Космогония и космология в корейской конфуцианской историографии на материале «Самгук саги (Исторических записей Трёх государств)» Ким Бусика
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-37-61
Аннотация
Статья посвящена проверке давно и прочно утвердившегося в востоковедении тезиса о том, что конфуцианская философия и тем более историография, будучи нацеленными прежде всего на конкретные и рациональные задачи общественного управления, практически не затрагивали вопросы космогонии, «заменив» её космологией. Однако в последнее время утверждения о рациональности конфуцианского летописания подвергаются определенному сомнению — в том числе и в отношении корейской официальной конфуцианской летописи «Самгук саги (Исторические записи Трёх государств)». Сопоставление текста летописи с другими корейскими источниками позволило выделить три пласта, в которых можно обнаружить космогонические мотивы и элементы космогонических мифов. Такие сюжеты обнаруживаются в сообщениях об основателях государств, выступающих в качестве культурных героев, в подходе автора летописи Ким Бусика к изложению истории династических циклов (возникновения—расцвета—упадка—падения государства), а также в жизнеописаниях разных исторических персонажей, вынесенных в специальный биографический раздел летописи. Композиция этих биографий частично воспроизводит космогоническую модель цикла метаморфоз героя, предложенную Джозефом Кэмпбеллом. В летописном нарративе космогонические мотивы тесно переплетаются с космологическими, образуя своего рода бинарную монаду «инь-ян». Конфуцианская историографическая рационализация Ким Бусика не отторгает миф целиком, интегрируя в историко-политический морализаторский нарратив те его элементы, которые соответствуют канону историописания и значимости их для истории страны и народа. Сам процесс такой интеграции требует серьёзных усилий от историографа, поскольку миф порой «сопротивляется» такому переосмыслению. В итоге многие мифологические сюжеты отбрасываются, оставляя в историческом нарративе либо самые «сильные», наиболее значимые элементы, в каком-то смысле «пересиливающие» канон, либо те, что резонируют с мифологической основой самого канона.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. СоловьевРоссия
Соловьёв Александр Валерьевич — заместитель главного редактора, журнал «Россия в глобальной политике»; приглашённый преподаватель, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Москва, 119017, М. Ордынка ул., д. 17, каб. 406;
SPIN РИНЦ: 7701-8673; ResearcherID: Y-6177-2018.
Список литературы
1. Блюмхен С.И. Становление политического мифа в Древнем Китае (на примере культа Неба) // Игра престолов на Востоке: Политический миф и реальность. — Москва: ИВ РАН. 2023. — C. 23–82.
2. Волынский А.И., Круглова, М.С. Политический миф: создавая реальность // Игра престолов на Востоке: Политический миф и реальность. — Москва: ИВ РАН. 2023. — С. 9–20.
3. Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. — Москва: Наука. 1974. — 342 с.
4. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. — Санкт-Петербург: Питер. 2023. — 352 с.
5. Лукьянов А. Е. Две космогонии — два типа цивилизаций: конфуцианская и даосская // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. — 2016. — Т. 1, № 5. — С. 39–45.
6. Лукьянов А.Е. "Ши цзин": архетип конфуцианской культуры и философии // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. — 2014. — Т. 1, № 4. — С. 109–130.
7. Пак (Пироженко) В.В. Образ дракона через призму ранней истории и историографии Кореи // Вестник российского корееведения. — 2015. — № 7. — С. 29–45.
8. Соловьёв А. В. «Путешествие героя» в корейской конфуцианской историографии: биографии Ким Юсина и Кунъе в контексте мономифа Дж. Кэмпбелла // Концепт: философия, религия, культура. — 2023 — 7(3) — С. 67–89. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-3-27-67-89.
9. Троцевич А.Ф. «Поединок Бога Грозы со Змеем» в корейской культуре // Петербургское востоковедение. — 1993. — № 3. — С. 255–270.
10. Троцевич А.Ф. Миф и сюжетная проза Кореи. — Санкт-Петербург. Петербургское Востоковедение, 1996. — 208 с.
11. Ульянов М. Кун-цзы (552–479 гг. до н.э.): создание «массовой» школы и работа над комплексом учебных текстов // Лунь Юй. Суждения и беседы. — Москва: АСТ, ОГИЗ. 2023. С. 11–71.
12. Чеснокова Н.А. История вымышленная и реальная: Легитимация власти Ли Сонге (Тхэджо, 1392– 1398) — основателя корейского государства Чосон (1392–1897) // Диалог со временем. — 2024. — № 86. — С. 107–123.
13. Armstrong J. Nations before nationalism. — Chapel Hill: University of Carolina Press. 1982. — 447 p.
14. Bottici Ch. A Philosophy of Political Myth. — Cambridge: Cambridge University Press, 2007. — 294 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511498626
15. Breuker R.E. Establishing a Pluralist Society in Medieval Korea, 918-1170. History, Ideology, and Identity in the Koryŏ Dynasty. — Leiden: Brill, 2010b. — xvi, 484 p.
16. Breuker R.E. Writing History in Koryŏ: Some Early Koryŏ Works Reconsidered // Korean Histories. — 2010a. — Vol. 2, No. 1. — P. 57–84.
17. Ch'oe Y. An Outline History of Korean Historiography // Korean Studies. — 1980. — Vol. 4. — P. 1-27.
18. Dundes A. Folkloristics in the Twenty-First Century (AFS Invited Presidential Plenary Address, 2004) // The Journal of American Folklore. — 2005. — Vol. 118, No 470. — P. 385-408. https://doi.org/10.1353/jaf.2005.0044
19. Eliade M. The Myth of the Eternal Return, or Cosmos and History. — Princeton: Princeton University Press, 1954. — 232 p.
20. Karlsson A. Challenging the Dynasty: Popular Protest, Chŏnggamnok and the Ideology of the Hong Kyŏngnae Rebellion // International Journal of Korean History. — 2001. — Vol. 2, No1. — P. 253–277.
21. Lévi-Strauss C. The Structural Study of Myth // The Journal of American Folklore. — 1955. — Vol. 68, No 270. — P. 428-444. https://doi.org/10.2307/536768
22. McBride R.D. The Structure and Sources of the Biography of Kim Yusin // Acta Koreana. — 2013. — Vol. 16, No 2. — P. 497–535. https://doi.org/10.18399/acta.2013.16.2.008
23. Sato M. 6. The Archetype of History in the Confucian Ecumene // History and Theory. — 2007. — Vol. 46, No. 2. — P. 218–232. https://doi.org/10.1111/j.1468-2303.2007.00403.x
24. Shultz E.J. An Introduction to the Samguk Sagi // Korean Studies. — 2004. — Vol. 28. — P. 1-13.
25. Solovyov A.V. Biographies in Samguk Sagi. Literature vs. History? // History, Language and Culture in Korea. — London: Saffron Books, 2001. — P. 15–20.
26. 申瀅植. 三國史記 硏究. — 서울: 潮閣, 1995. [Син Хёнсик. Исследования Самгук саги. —Сеул, 1995] 李康來. 三國史記 典據論. — 서울, 1996. [Ли Ганнэ. Источниковедческое исследование Самгук саги. — Сеул, 1996].
27. 鄭求福 等. «三國史記의 原典檢討». — 성남: 韓國精神文化研究院, 1995. [Источниковедческое исследование Самгук саги / сост. Чон Губок и др. — Соннам: Музей корейского культурного наследия, 1995].
28. 鄭求福. 韓國中世史學史 I. — 서울: 集文堂, 2000. [Чон Губок. История и историография средневековой Кореи. Т. I. — Сеул: Чонмунданг, 2000].
Рецензия
Для цитирования:
Соловьев А.В. Космогония и космология в корейской конфуцианской историографии на материале «Самгук саги (Исторических записей Трёх государств)» Ким Бусика. Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(4):37-61. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-37-61
For citation:
Solovyov A.V. Cosmogony and Cosmology in Korean Confucian Historiography. Based on the Samguk Sagi by Kim Busik. Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(4):37-61. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-37-61