Популярность в призме лингвокультурологии: семантическая специфика лексикализации понятий профессиональной востребованности и успешности в русском языке
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-93-107
Аннотация
Исследование процесса лексикализации понятий, связанных с темой профессиональной востребованности и успешности в культуре, восполняет потребность систематизации знаний о развитии языка в соответствии с дрейфом и обновлением культурных реалий. Данная работа имеет своей целью уточнить имеющиеся данные о семантическом поле понятия «популярность» в указанном контексте. Достижение этой цели предполагает, во-первых, установления круга понятий, составляющих основу семантического поля «популярности»; во-вторых, обращения к истории становления семантической определённости этого круга понятий; в-третьих, анализа лексических значений данных понятий с помощью количественных и качественных методов, включая методы корпусной лингвистики; в-четвёртых, установления семантических отношений этих понятий друг с другом, а также специфики их способности отражать процесс изменения жизненного мира культуры. Семантическая специфика понятий, связанных с популярностью в призме личной успешности, рассмотрена на конкретных примерах, связанных с развитием русского языка. Материалами данного исследования послужили оригинальные и переводные сочинения авторов (писателей, учёных и философов, чьи идеи оказали влияние на становление понятия «популярность» в русской культуре), содержащие интересующие нас лексические единицы. Особое место уделено данным Национального корпуса русского языка, где нужная нам лексика также развёрнуто представлена. При помощи методов сравнительного анализа и контекстного определения, а также анализа словарных дефиниций и контекстов их употребления, рассмотрены такие понятия, как «восхваление», «восхищение», «репутация», «известность», «слава», «знаменитость» и «популярность». С лингвокультурологической точки зрения устанавливается связь таких понятий, как «популярность» и «известность». При более глубоком лингвистическом анализе группы исследуемых понятий выявляются характерные для них семантические отношения. В частности, векторные семантические модели подтверждают тесные связи лемм «успешность», «востребованность» и «узнаваемость». Квазисинонимами к «популярности» в большинстве случаев выступают «известность» и «успех». Показано, как в публицистическом поле (на примере новостного корпуса) актуализируется коммерческие аспекты этих понятий. В результате понятие «популярность» предлагается перевести в ранг термина, который можно рассматривать как комплексное имя данного семантического поля. Это имя называет культурный феномен интереса широкой группы населения к отдельной личности, её востребованности в конкретный исторический промежуток времени. В условиях информационного общества этот феномен приобретает черты манипулятивности, что открывает новые грани понятия «популярность».
Ключевые слова
Об авторах
К. С. БакироваРоссия
Карина Сергеевна Бакирова — старший преподаватель кафедры Дизайна и национальных искусств Института дизайна и пространственных искусств; концертмейстер кафедры музыкального театра
420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, корп.1
420015, Казань, ул. Б. Красная, д. 38
Р. А. Бакиров
Россия
Ринат Альбертович Бакиров — кандидат филологических наук, научный сотрудник Лаборатории цифровых исследований литературы и фольклора Института русской литературы; доцент кафедры русской литературы и методики ее преподавания
199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4
420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, корп.1
Список литературы
1. Бурдьё П. Практический смысл. — Москва: Институт экспериментальной социологии; Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. — 562 с.
2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. — Москва: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2000. — 304 с.
3. Грин Р. 48 законов власти. — Москва: РИПОЛ Классик, 2002. — 576 с.
4. Гринин Л.Е. Информационное общество и феномен известности // История и современность. — 2009. — № 2. — С. 3–32.
5. Гринин Л.Е. Личность и феномен славы в истории // Философия и общество. — 2021. — № 1. — С. 31–62. https://doi.org/10.30884/jfio/2021.01.02
6. Гринин Л.Е. Психология и социология феномена славы // Историческая психология и социология истории. — 2010. — Т. 3, № 2. — С. 98–124.
7. Евтушенко, Е. Н. Эволюция понимания феномена героя: от Древней Греции до селебритиз электронных медиа // Universum: общественные науки. — 2015. — № 6. — 9 с. — URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2279
8. Зорин А.Л. Появление героя: bз истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX вв. — Москва: Новое литературное обозрение, 2016. — 568 с.
9. Колпинец Е. Фигура из пустоты: селебрити как феномен цифровой повседневности // Логос. — 2016. — Т. 26, № 6. — С. 161–188.
10. Косова М.В. Терминологизация как лексико-семантический процесс // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2004. — № 2. — С. 42–48.
11. Кустова Г.И. Глаголы с семантикой успеха / неудачи и стратегии концептуализации агентивных ситуаций // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. — 2019. — № 20. — С. 116–128.
12. Лилти А. Публичные фигуры: Изобретение знаменитости (1750–1850). — Санкт-Петербург: Изд-во Ивана Лимбаха, 2018. — 496 с.
13. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — Москва: Гнозис; Прогресс, 1992. — 272 с.
14. Миллс Р. Властвующая элита. — Москва: Издательство иностранной литературы, 1959. — 544
15. Никитина С.Е. Семантический анализ языка науки. — Москва: Наука, 1987. — 112 с.
16. Подчасов А.С. Понятие слава в русской духовной культуре и светском дискурсе // Филология: научные исследования. — 2020. — № 8. — С. 36–44. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2020.8.31778
17. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. — Москва: МБА, 2011. — 440 с.
18. Туктарова Г.М. Сопоставительный опыт выявления семантической специфики лексикализации терминов (на материале юридической терминологии) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2021. — № 8. — С. 122–128.
19. Шнейдер Л.Б. Представления о славе и героизме в контексте становления гражданской активности личности // Вестник РМАТ. — 2015. — № 2. — С. 85–91.
20. Шнейдер Л.Б. Представления о славе и их отражение в сознании молодежи: кросскультурное исследование // Развитие личности. — 2018. — № 1. — С. 169–184.
Рецензия
Для цитирования:
Бакирова К.С., Бакиров Р.А. Популярность в призме лингвокультурологии: семантическая специфика лексикализации понятий профессиональной востребованности и успешности в русском языке. Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(4):93-107. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-93-107
For citation:
Bakirova K.S., Bakirov R.A. Linguocultural Studies of Popularity: Semantic Specificity of Lexicalization of the Concepts of Professional Demand and Success in the Russian Language. Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(4):93-107. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-93-107