Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Популярность в призме лингвокультурологии: семантическая специфика лексикализации понятий профессиональной востребованности и успешности в русском языке

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-93-107

Аннотация

Исследование процесса лексикализации понятий, связанных с темой профессиональной востребованности и успешности в культуре, восполняет потребность систематизации знаний о развитии языка в соответствии с дрейфом и обновлением культурных реалий. Данная работа имеет своей целью уточнить имеющиеся данные о семантическом поле понятия «популярность» в указанном контексте. Достижение этой цели предполагает, во-первых, установления круга понятий, составляющих основу семантического поля «популярности»; во-вторых, обращения к истории становления семантической определённости этого круга понятий; в-третьих, анализа лексических значений данных понятий с помощью количественных и качественных методов, включая методы корпусной лингвистики; в-четвёртых, установления семантических отношений этих понятий друг с другом, а также специфики их способности отражать процесс изменения жизненного мира культуры. Семантическая специфика понятий, связанных с популярностью в призме личной успешности, рассмотрена на конкретных примерах, связанных с развитием русского языка. Материалами данного исследования послужили оригинальные и переводные сочинения авторов (писателей, учёных и философов, чьи идеи оказали влияние на становление понятия «популярность» в русской культуре), содержащие интересующие нас лексические единицы. Особое место уделено данным Национального корпуса русского языка, где нужная нам лексика также развёрнуто представлена. При помощи методов сравнительного анализа и контекстного определения, а также анализа словарных дефиниций и контекстов их употребления, рассмотрены такие понятия, как «восхваление», «восхищение», «репутация», «известность», «слава», «знаменитость» и «популярность». С лингвокультурологической точки зрения устанавливается связь таких понятий, как «популярность» и «известность». При более глубоком лингвистическом анализе группы исследуемых понятий выявляются характерные для них семантические отношения.  В частности, векторные семантические модели подтверждают тесные связи лемм «успешность», «востребованность» и «узнаваемость». Квазисинонимами к «популярности» в большинстве случаев выступают «известность» и «успех». Показано, как в публицистическом поле (на примере новостного корпуса) актуализируется коммерческие аспекты этих понятий. В результате понятие «популярность» предлагается перевести в ранг термина, который можно рассматривать как комплексное имя данного семантического поля. Это имя называет культурный феномен интереса широкой группы населения к отдельной личности, её востребованности в конкретный исторический промежуток времени. В условиях информационного общества этот феномен приобретает черты манипулятивности, что открывает новые грани понятия «популярность».

Об авторах

К. С. Бакирова
Казанский Федеральный (Приволжский) университет; Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова
Россия

Карина Сергеевна Бакирова — старший преподаватель кафедры Дизайна и национальных искусств Института дизайна и пространственных искусств; концертмейстер кафедры музыкального театра

420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, корп.1

420015, Казань, ул. Б. Красная, д. 38



Р. А. Бакиров
Казанский Федеральный (Приволжский) университет; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
Россия

Ринат Альбертович Бакиров — кандидат филологических наук, научный сотрудник Лаборатории цифровых исследований литературы и фольклора Института русской литературы; доцент кафедры русской литературы и методики ее преподавания

199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4

420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д.18, корп.1



Список литературы

1. Бурдьё П. Практический смысл. — Москва: Институт экспериментальной социологии; Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. — 562 с.

2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. — Москва: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2000. — 304 с.

3. Грин Р. 48 законов власти. — Москва: РИПОЛ Классик, 2002. — 576 с.

4. Гринин Л.Е. Информационное общество и феномен известности // История и современность. — 2009. — № 2. — С. 3–32.

5. Гринин Л.Е. Личность и феномен славы в истории // Философия и общество. — 2021. — № 1. — С. 31–62. https://doi.org/10.30884/jfio/2021.01.02

6. Гринин Л.Е. Психология и социология феномена славы // Историческая психология и социология истории. — 2010. — Т. 3, № 2. — С. 98–124.

7. Евтушенко, Е. Н. Эволюция понимания феномена героя: от Древней Греции до селебритиз электронных медиа // Universum: общественные науки. — 2015. — № 6. — 9 с. — URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2279

8. Зорин А.Л. Появление героя: bз истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX вв. — Москва: Новое литературное обозрение, 2016. — 568 с.

9. Колпинец Е. Фигура из пустоты: селебрити как феномен цифровой повседневности // Логос. — 2016. — Т. 26, № 6. — С. 161–188.

10. Косова М.В. Терминологизация как лексико-семантический процесс // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2004. — № 2. — С. 42–48.

11. Кустова Г.И. Глаголы с семантикой успеха / неудачи и стратегии концептуализации агентивных ситуаций // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. — 2019. — № 20. — С. 116–128.

12. Лилти А. Публичные фигуры: Изобретение знаменитости (1750–1850). — Санкт-Петербург: Изд-во Ивана Лимбаха, 2018. — 496 с.

13. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — Москва: Гнозис; Прогресс, 1992. — 272 с.

14. Миллс Р. Властвующая элита. — Москва: Издательство иностранной литературы, 1959. — 544

15. Никитина С.Е. Семантический анализ языка науки. — Москва: Наука, 1987. — 112 с.

16. Подчасов А.С. Понятие слава в русской духовной культуре и светском дискурсе // Филология: научные исследования. — 2020. — № 8. — С. 36–44. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2020.8.31778

17. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. — Москва: МБА, 2011. — 440 с.

18. Туктарова Г.М. Сопоставительный опыт выявления семантической специфики лексикализации терминов (на материале юридической терминологии) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2021. — № 8. — С. 122–128.

19. Шнейдер Л.Б. Представления о славе и героизме в контексте становления гражданской активности личности // Вестник РМАТ. — 2015. — № 2. — С. 85–91.

20. Шнейдер Л.Б. Представления о славе и их отражение в сознании молодежи: кросскультурное исследование // Развитие личности. — 2018. — № 1. — С. 169–184.


Рецензия

Для цитирования:


Бакирова К.С., Бакиров Р.А. Популярность в призме лингвокультурологии: семантическая специфика лексикализации понятий профессиональной востребованности и успешности в русском языке. Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(4):93-107. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-93-107

For citation:


Bakirova K.S., Bakirov R.A. Linguocultural Studies of Popularity: Semantic Specificity of Lexicalization of the Concepts of Professional Demand and Success in the Russian Language. Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(4):93-107. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-93-107

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)