«Новая» постановка «старой» пьесы. «Варвары» М. Горького на немецкой сцене 1990-х гг. (по материалам прессы)
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-133-146
Аннотация
Актуальность обращения к проблеме восприятия образов национальной культуры представителями другой культуры актуальна в наши дни в том числе в свете разнообразных попыток «отмены», исходящих из недр сообществ, ещё недавно увлечённо извлекавших на свет малоизвестные нюансы культурных портретов бывших партнёров. Именно таким произведением, причём относящимся к числу не самых популярных театральных пьес, вышедших из-под пера выдающегося российского и советского писателя Максима Горького, является написанная им в 1905 г. пьеса «Варвары». Цель данной статьи состоит в изучении смысловых доминант спектакля, поставленного по этой пьесе в боннском театре Каммершпиле Бад-Годесберг в 1993 г. в качестве образа репрезентации российской культуры, а также раскрытия её проблем, представлявших интерес для тогдашней немецкой публики. Соответственно в задачи исследования входило: 1) систематизация сведений о связях творческой судьбы М. Горького с немецкой культурой; 2) уточнение места пьесы «Варвары» в творчестве М. Горького в свете её театральной судьбы; 3) описание ключевых концептов, составляющих основу её поэтики 4) выявление социокультурной проблематики, нашедшей отклик в режиссуре изучаемой постановки 1993 г.; 5) установление культурных границ восприятия русской культуры немецкой публикой начала 1990-х гг. – 2024 г. в призме изучаемого феномена. Исследование представляет собой анализ непосредственно самой пьесы «Варвары», её сценической постановки в театре Каммершпиле Бад-Годесберг, на материалах немецкой прессы, собранные методом случайной выборки. Все цитаты критиков приводятся в переводе автора статьи. Опираясь на аксиологический и герменевтический подходы, а также на некоторые подходы имагологии, автор использует биографический метод и метод case study. Также использован контент-анализ и некоторые приёмы анализа литературно-художественного произведения. В результате получены данные о специфике восприятия образа русской культуры в Германии начала 1990-х гг. в рамках формирования театрального образа, обращённого к поиску малоизвестных деталей знания «русской души». Показано, что этот образ пытались связать с важным для немецкой культуры (и при этом весьма неоднозначным) концептом «варварство», показывающим для немецкой аудитории прежде всего жизненную силу культуры. Выводы. «Немецкий след» творчества Горького позволяет заключить о высокой значимости этого писателя в качестве представителя русской культуры для немецкой аудитории. Пьеса «Варвары», оставаясь на периферии его творчества, оказалась востребована на немецкой сцене в 1990-х гг. прежде всего в силу своих концептуальных особенностей: здесь «загадка русской души» преподносилась в знакомой чеховской манере и вместе с тем подавалась с позитивными коннотациями жизненной силы и надежды на преодоление всех трудностей. Подобная «экология культуры» составила суть поэтики Я. Чунделы, который реализовал творческий импульс М. Горького в актуальной постановке, вызвавшей широкий резонанс в немецком обществе. Социокультурная проблематики «экологии в широком смысле» заложила возможности расширения культурных границ восприятия русской культуры немецкой публикой начала 1990-х гг., что к 2024 г. позволяет говорить об ограниченности попыток «отмены» русской культуры, остающейся в ряду общечеловеческих ценностей независимо от той или иной политической конъюнктуры.
Об авторе
И. В. ТолоконниковаРоссия
Ирина Владиславовна Толоконникова — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики
125009, Москва, Моховая ул., д. 9, стр. 1
Список литературы
1. А.М. Горький в Германии: писатель и его окружение в социокультурном и литературно-медийном пространстве. / Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской Академии наук; ответственный редактор О. А. Клинг. — Москва: ИМЛИ РАН, 2023. — 304 с. https://doi.org/10.22455/978-59208-0724-3
2. Анкудинов К.Н. Кто убил Вассу Железнову (опыт внутритекстуального расследования) // Евгений Шварц и проблемы развития отечественной литературы XX века. — Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2021. — С. 84–88.
3. Антоневич К.С. Эволюция концепта «варварства» в контексте франко-германской конфронтации 1870-х–1910-х гг. // Концепт: философия, религия, культура. — 2024.— Т. 8, № 1. — С. 25–43. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-25-43
4. Ариас-Вихиль М.А. Пьеса М. Горького «На дне» в Италии: постановка труппы Татьяны Павловой 1926 г. (по материалам архива А. М. Горького) // Studia Litterarum. — 2018. — № 1. — С. 266–281. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-1-266-281
5. Бахарева М.Д. Современная имагология: значение и перспективы развития // Концепт: философия, религия, культура. — 2022. — Т.6, №2. — С. 86-101. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-2286-101
6. Бугаева Л.Д. Экранизации и философский подтекст пьесы Горького "На дне" // Carpe diem: профессору Александру Анатольевичу Карпову ко дню семидесятилетия. — Санкт-Петербург: Росток, 2021. — С. 268–277.
7. Буданова В.П. Когнитивная карта варварства: термин, понятие, концепт // Электронный научно-образовательный журнал «История». — 2021. — Т. 12, № 8. https://doi.org/10.18254/S207987840016978-4
8. Гавриш Т.Р. "Произведение большого дыхания...": М. Горький о романе "Жизнь Клима Самгина" в интервью итальянской прессе (1926–1928) // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. — 2023. — № 6. — С. 108–115. https://doi.org/10.20339/PhS.6-23.108
9. Головчинер В.Е. Открытия М. Горького в контексте драматургических исканий эпохи. К 100-летию создания пьесы «На дне» // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2004. — № 3. — С. 20–26.
10. Демкина С.М. Пьеса М. Горького «На дне» на немецкой сцене (по материалам Музея А. М. Горького ИМЛИ РАН) // Studia Litterarum. — 2018. — № 1. — С. 252–265. https://doi.org/10.22455/2500-42472018-3-1-252-265
11. Кириллова Н.Б. Репрезентация идей и образов Максима Горького в истории экранной культуры // Вестник ВГИК. — 2023. — Т. 15, № 2. — С. 98–113.
12. Лихачев Д.С. Русская культура. — Санкт-Петербург: Искусство. 2000. — 436 с.
13. Минасян С.В. Русские писатели во французской прессе рубежа XIX–XX веков на примере газеты “L’aurore” // LITERA. — 2024. — № 6. — С. 253–266. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2024.6.71085
14. Московская Д.С. Летопись жизни и творчества М. Горького в Италии: Капри (по материалам архива А.М. Горького) / авт.-сост. М.А. Ариас-Вихиль. М.: ИМЛИ РАН; Лексрус, 2020. — 475 С. // Вестник российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. — 2021. — № 4. — С. 142–145.
15. Ожигова М.М. Концепция Ф. Ницше об аполлоническом и дионисийском и ее влияние на эстетический диалог двух рассказов М. Горького // Научный диалог. — 2023. — Т. 12, № 8. — С. 329–346. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-8-329-346
16. Прощин Е.Е. Творчество Максима Горького и его место в репертуаре современных российских театров // Палимпсест. Литературоведческий журнал. — 2023. — № 4. — С. 67–78.
17. Ромашкина М.В. Вечные темы и разные эпохи: что осталось от "Матери" Горького после встречи с Б. Брехтом / В книге: А.М. Горький в Германии: писатель и его окружение в социокультурном и литературно-медийном пространстве. — Москва: ИМЛИ РАН, 2023. — С. 271–286. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0724-3-271-286
18. Рябчикова Е.Е. Имагология как раздел литературоведческой компаративистики // Слово.ру: балтийский акцент. — 2018. — Т. 9, № 2. — С. 52-59. https://doi.org/10.5922/2225-5346-2018-2-4
19. Силакова Д.В. Творчество и личность Максима Горького в интерпретации газеты «Курская правда» в 1934–1941 гг. // Духовный путь земли Курской: литература, язык, история, культура. — Курск: Курский государственный университет, 2023. — С. 246–256.
20. Сычёва Т.М. Понятие "варварства" и его роль в социальногуманитарных исследованиях // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность. — Брянск: Брянский государственный инженерно-технологический университет, 2024. — С. 108–116.
21. Толоконникова И. В. Пьеса М. Горького «Варвары» на немецкой сцене конца ХХ в. (по материалам критики) // Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия. — Москва: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2024. — С. 560-561.
22. Толоконникова И.В. Пьеса М. Горького «Враги» в театральных постановках и критике в Англии 1970-х гг. // Северные грани № 10: Международный альманах. 2020. Человек и его ценности. — Москва: МАКС пресс, 2021. — С. 12-25.
23. Schmidt H. Das „Aachener Programm“ der Komparatistik: Hugo Dyserincks imagologische Version der Vergleichenden Literaturwissenschaft. — Berlin: Frank & Timme, 2018. — 282 s.
24. Leerssen J. Imagology: On using ethnicity to make sense of the world // Iberic@l, Revue d’études ibériques et ibéro-américaines. — 2016. — № 10. — P. 13–31.
Рецензия
Для цитирования:
Толоконникова И.В. «Новая» постановка «старой» пьесы. «Варвары» М. Горького на немецкой сцене 1990-х гг. (по материалам прессы). Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(4):133-146. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-133-146
For citation:
Tolokonnikova I.V. A New Production of an Old Play. Barbarians by M. Gorky on the German Stage of 1990s (Based on Press Materials). Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(4):133-146. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-4-32-133-146