Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ДЖ.Б. ПИРАНЕЗИ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАВДА ОБ ЭПОХЕ МОДЕРНА

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу культуры модерна как целостности, воспринятой «сквозь призму» творческого сознания Дж.Б. Пиранези. В ней подчёркивается, что именно в качестве творца таковой Пиранези оказался актуален для современников и потомков, фиксируется вначале модернистский характер авторской самооценки и понимания им специфики художественной правды. А творческое «я» художника осознаётся как автономный центр, источник формирования индивидуального видения реальности, и, в то же время, как результат свободного творческого самовыражения, что претендует на истинное «эйдетическое» видение реальности. Показательно, что данное понимание роли художника и художества оформлялось уже на заре Нового времени, начиная с эпохи Ренессанса. Как квинтэссенция метода создания целостности и, соответственно, раскрытия истинной сущности изображаемого, в статье рассмотрен жанр каприччио (от итал. каприз, фантазия, прыжок козы, от лат. capra - коза). Его первый философский анализ был осуществлён живописцем и теоретиком искусства В. Кардучо, жившим на рубеже XVI - XVII вв., который писал, что художник должен преодолевать копирование натуры и открывать нехоженые пути в её отражении, уподобляясь скачущей по горам козе. В настоящей статье Дж.Б. Пиранези представлен как мастер этого жанра и рассмотрен ряд примеров, где он, давая волю фантазии, соединяет несоединимое и тем самым выражает идею целого (картины «Каприччи», «Гротески» и др.). При рассмотрении созданного Пиранези целостного, завершённого видения эпохи модерна возникает ощущение, что в его воображении сама эта эпоха организована по принципу каприччио. В статье самосознание Пиранези представлено как соединяющее в себе характерные черты ренессансного, барочного, просветительского миропониманий. Автор вместе с тем предполагает, что характер соединения элементов в целое у Пиранези является барочным. Здесь выделены и рассмотрены отдельные «срезы» видения архитектором и гравером своей эпохи, показано, что Пиранези удалось увидеть и предсказать и негативные следствия подхода к действительности с позиций автономного разума. Итоговая оценка состоит в том, что свойственная модернити убеждённость в способности индивидуального творческого «я» к верному эйдетическому целостному видению реальности у Пиранези осталась непоколебимой.

Об авторе

С. Г. Гладышева
Московский технологический университет
Россия


Список литературы

1. Баткин Л.М. Итальянский гуманистический диалог XV века // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. С. 175-221.

2. Бродский И. Посвящается Пиранези // Ипполитов А.В. Тюрьмы и власть. Миф Джованни Батиста Пиранези. СПб.: Издательство «Арка», 2013. С. 351.

3. Державин Г.Р. Евгению. Жизнь Званская // Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М.: Наука, 1987. С. 127-133.

4. Дьяков Л.А. Джованни-Баттиста Пиранези. М.: Изобразительное искусство, 1980. 120 с.

5. Дьяков Л.А. Пиранези - мастер декоративного искусства // Искусство. Издательский дом «Первое сентября». 2008. №19. [Электронный ресурс]. URL:http://art.1september.ru/article.php?ID=200801911 (дата обращения: 08.08.2017).

6. Ипполитов А.В. «Тюрьмы» и власть. Миф Джованни Батиста Пиранези. СПб.: Издательство «Арка», 2013. 368 с.

7. Кантор-Казовская Л. Современность древности: Пиранези и Рим. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 368 с.

8. Квинси де, Т. Исповедь англичанина, употребляющего опиум // Ипполитов А.В. «Тюрьмы» и власть. Миф Джованни Батиста Пиранези. СПб: Издательство «Арка», 2013. С. 298-299.

9. Мещерина Е.Г. Западноевропейская жанровая живопись. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. 96 с.

10. Муратов А.М. Каприччио // Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL:https://bigenc.ru/fine_art/text/2043588 (дата обращения: 08.08.2017).

11. Сорокина Н.И. Джованни Баттиста Пиранези. М.: БуксМАрт, 2013. 112 с.

12. Сорокина Н.И. Творчество Дж. Б. Пиранези в контексте эпохи Просвещения: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М.: 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/tvorchestvo-dzh-b-piranezi-v-kontekste-epohi-prosvescheniya#ixzz4pA7N9MAe(дата обращения: 08.08.2017).

13. Ходнев С. Темницы «Carceri» Джованни Баттиста Пиранези // Журнал Проект Классика VIII-MMIII от 31.10.2003. [Электронный ресурс]. URL:http://projectclassica.ru/v_o/08_2003/08_2003_o_05b.htm (дата обращения: 08.08.2017).


Для цитирования:


Гладышева С.Г. ДЖ.Б. ПИРАНЕЗИ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАВДА ОБ ЭПОХЕ МОДЕРНА. Концепт: философия, религия, культура. 2017;(3):129-140.

For citation:


Gladysheva S.G. G.B. PIRANESI'S ARTISTIC TRUTH ABOUT THE MODERNITY EPOCH. Concept: philosophy, religion, culture. 2017;(3):129-140. (In Russ.)

Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)