Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЖДУКУЛЬТУРНОЙ СЕНЗИТИВНОСТИ МИЛЬТОНА БЕННЕТА - ДЕИСТВИТЕЛЬНО МЕЖКУЛЬТУРНАЯ?

Аннотация

Модель развития межкультурной сензитивности Мильтона Беннета - одна из самых известных и признанных моделей в так называемом «неформальном образовании» (то есть образовании, имеющем место вне специализированных образовательных институтов) и тренинге. Частично данная модель основана на личном опыте жизни и работы ее автора за рубежом (в 1968-1970 гг. он был волонтёром миротворческого корпуса США в Микронезии, к тому же у него есть опыт пятнадцати лет преподавания и организации тренингов в области межкультурной коммуникации у себя на родине и за рубежом). С теоретической точки зрения идеи Беннета опираются на сочетание феноменологии и конструктивизма: расширительное применение феноменологического метода комбинируется здесь с процессом конструирования культурных значений, что позволяет реализовать цель «конструирования идентичности». Подобное моделирование опирается на динамический подход: культурные различия понимаются не в качестве неких «данностей», но именно как процесс конструирования. Поэтому могут (и должны) становиться объектом целенаправленного воздействия. В идеальном случае предполагается, что стартовой точкой личностного развития по такому сценарию может выступать крайний этноцентризм; тогда как перспектива обратной крайности - тотальная релятивизация этничности. Последняя может стать предметом рефлексии в культурном и моральном релятивизме, который ставит своей задачей формирование рефлективной (а не спонтанной) эмпатии. Модель Беннета описывает шесть стадий развития межкультуральной сензитивности. Эти стадии: 1. Отрицание культурных различий; 2. Защита бинарности как основания культурных различий; 3. Установка на стирание культурных различий; 4. Принятие неизбежности культурных различий; 5. Адаптация к культурным различиям; 6. Интеграция культурных различий в постоянно конструируемую самость. Анализируя каждую из этих стадий, имеет смысл отдельно остановиться на последней - стадии интеграции. Опираясь как на сугубо теоретические аргументы, так и на столь ценимый в рамках «неформального образования» личный опыт жизни за рубежом, автор статьи уделяет особое внимание вопросу о культурной и моральной «апатридности», - состоянии, которое, согласно Беннету, переживает личность в стадии интеграции. В результате детального анализа обоснован вывод о мнимом характере универсализма подобного переживания: поскольку оно получено в рамках специфического типа культуры, теоретическая корректность его тотальной экстраполяции на другие культуры остается под большим вопросом.

Об авторах

В. Д. Кнэжевич
Белградский университет
Россия


Б. Р. Братина
Приштинский Университет
Россия


Список литературы

1. Bennett, M. J. A Developmental Approach to Training for Intercultural Sensitivity // International Journal for Intercultural Relations. 1986. Vol. 10, pp. 179-196.

2. Landis, D., Bennett, M. J., Bennett, J. M. (Eds.) Handbook of Intercultural Training. 3rd edition. Thousand Oaks, CA: Sage. 2004; 528 p.

3. Bennett, M. J. The Ravages of Reification: Concidering the Iceberg and Cultural Intelligence, Towards De-Reifying Intercultural Competence / Keynote Presentation for FILE IV, Colle Val D’Elsa, Sept. 28th 2013: http://www.idrinstitute.org/allegati/IDRI_t_Pubblicazioni/77/FILE_Documento_Intercultura_Reification.pdf (visited 14. 2. 2017).

4. Hardt, M., Negri, A. Empire. Cambridge/London: Harvard University Press. 2000; 496 p.

5. Sahlins, M. The Western Illusion of Human Nature. Chicago: Prickly Paradigm Press. 2008; 112 р.


Рецензия

Для цитирования:


Кнэжевич В.Д., Братина Б.Р. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЖДУКУЛЬТУРНОЙ СЕНЗИТИВНОСТИ МИЛЬТОНА БЕННЕТА - ДЕИСТВИТЕЛЬНО МЕЖКУЛЬТУРНАЯ? Концепт: философия, религия, культура. 2017;(2):20-26.

For citation:


Knezevic V.D., Bratina B.R. IS MILTON BENNETT'S MODEL OF INTER CULTURAL SENSITIVITY REALLY INTER CULTURAL? Concept: philosophy, religion, culture. 2017;(2):20-26. (In Russ.)

Просмотров: 1345


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)