Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

КОНЕЦ ЦИТАТЫ? ЗАМЕТКИ О КУЛЬТУРЕ «ХУДОЖЕСТВЕННОГО» ЦИТИРОВАНИЯ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-4-8-122-131

Аннотация

В современных художественных текстах – в отличие от текстов научных, «охраняемых» программой «Антиплагиат», определение цитаты как «точной, буквальной выдержки из какого-нибудь текста» с обязательной ссылкой на этот текст становится «днём вчерашним». При неоднозначном, а часто и неэтичном использовании цитат в литературных произведениях, их авторы твердят о «художественном приёме». К тому же все настолько привыкли к дискредитации авторства на постмодернистском литературном пространстве, особенно в электронной среде, что пока не назрел скандал, ни критики, ни исследователи литературы, ни читатели не видят большой беды в некорректном цитировании.

Поэтому здесь всё чаще встречается цитирование безо всяких ссылок на оригинал и даже откровенный плагиат («литературное воровство»). Понятием «гипертекст», заимствованным из компьютерной терминологии, стали обозначать различные трансформации художественного текста – вплоть до комбинирования произведений из отрывков, принадлежащих другим авторам. Конечно, модель составления собственного текста из чужих не нова и имеет свою многовековую (!) историю. Сегодня исследователи подобных художественных произведений говорят об «интертекстуальности». Но можно ли сказать, что пришёл «конец цитаты» – в её классическом виде? «Многослойное» цитирование без указания источников неизбежно порождает вопросы этического порядка и авторства.

Но если антиплагиат-проверка диссертаций публичных персон или министров вызывает интерес даже у обывателя, то ситуация с художественными текстами, где присутствуют цитаты, совершенно иная. Поэтому нам хотелось бы своей статьёй привлечь внимание к цитате, этой «званой гостье» ткани многих художественных произведений, проиллюстрировав анализ конкретными примерами. А вывод, пришёл ли конец цитаты в её классическом понимании, предоставим сделать читателю.

Об авторе

Е. Ф. Овчаренко
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Овчаренко Елена Феликсовна – к.филол. н., ответственный редактор Международного лингвострановедческого альманаха «Северные грани»; переводчик с французского, чешского и болгарского языков.

119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1



Список литературы

1. Гак В.Н., Ганшина К.А. Новый французско-русский словарь. М.: Русский язык, 2000. 1195 с.

2. Довлатов С. Блеск и нищета русской литературы: филологическая проза. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 285 с.

3. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Издательствово МГУ, 2004. 416 с.

4. Мильштейн А. Аксолометрические проекции [Электронный ресурс] // Частный корреспондент, 25 марта 2010 года. URL: http://www.chaskor.ru/article/aksolometricheskie_proektsii_16027 (дата обращения: 06.10.2018).

5. Некрасов В. Стихи из журнала. М.: Прометей, 1989. 96 с.

6. Некрасов Н.А. «Я лиру посвятил народу своему». Сборник / Составитель Е. Чаевская. М.: Молодая гвардия, 1971. 352 с.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 16-е, исправл. М.: Русский язык, 1984. 797 с.

8. Официальный сайт Московского Академического театра им. Вл. Маяковского [Электронный ресурс]. URL: www.mayakovsky.ru/performance/moskva-doslovno (дата обращения: 06.10. 2018).

9. Пришвин М.М. Кащеева цепь. Книга первая: Курымушка. Звено первое: Голубые бобры (Веточка малины). Собр. соч. в 8-ти тт. Т. 2. М.: Гос. издательство художественной литературы, 1982. 306 с.

10. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Стихотворения в 3-х томах. Том 1. Л.: Советский писатель, 1955. 640 c.

11. Сергеев М. Вся жизнь – один чудесный миг (Пушкин). Композиция. М.: Молодая гвардия, 1969. 270 с.

12. Скворцов А. Цитаты. Стихотворение // Новый мир. 2017. № 7. С. 70-71 (Из одноимённой подборки).

13. Словарь иностранных слов. 15-е издание, исправленное. М.: Русский язык, 1988. 624 с.

14. Фаликов И. Евтушенко. Love story // Дружба народов. 2013. № 7. С. 123-196.

15. Фаликов И. Борис Рыжий. Дивий Камень // Дружба народов. 2015. № 4. С. 144-227.

16. Шукуров Д.Л. Русский литературный авангард и психоанализ в контексте интеллектуальной культуры Серебряного века. М.: Языки славянской культуры, рукописные памятники Древней Руси, 2014. 300 с.

17. Le Petit Larousse illustré. P., 1994. 1894 p.


Рецензия

Для цитирования:


Овчаренко Е.Ф. КОНЕЦ ЦИТАТЫ? ЗАМЕТКИ О КУЛЬТУРЕ «ХУДОЖЕСТВЕННОГО» ЦИТИРОВАНИЯ. Концепт: философия, религия, культура. 2018;(4):122-131. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-4-8-122-131

For citation:


Ovcharenko H.F. IS THIS THE END OF QUOTATION? NOTES ABOUT “LITERARY QUOTATION” CULTURE. Concept: philosophy, religion, culture. 2018;(4):122-131. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-4-8-122-131

Просмотров: 552


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)