Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СО-БЫТИЯ ХРИСТИАНСТВА И ЯЗЫЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТОВОЙ ПРАКТИКИ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-86-102

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу русской духовной культуры в разрезе взаимовлияния православных и языческих начал, бывшего в Средние века и впоследствии видоизменившегося в народные религиозные традиции. Материал исследования – многоуровневая система древнерусского религиозного мировоззрения, нашедшая отражение как в богослужебной практике и полемической литературе русского Православия, так и в мифотворческой и культовой деятельности народа, сохранившего начала языческого мировоззрения. В начале сделан акцент на толковании понятия «двоеверие» как простого, линейного соединения элементов православного и языческого мировоззрений в нечто единое, и как синтеза данных взглядов на устройство универсума. Известно, что духовная ситуация Древней Руси после принятия христианства отражала факт встречи двух религиозных тенденций – утверждения веры в единого Бога (христианство) и проявления религиозного синкретизма (политеизма славянского язычества). Духовная ситуации древнерусской культуры привела к появлению и культивированию мировоззренческой борьбы, в то же время не отрицающей и элементов идейного симбиоза православного учения и языческих верований. Основной посыл полемики: сведение язычества к демонологии и отношение к нему как к обожествлению мира, то есть сотворённых Богом природы и человека.
Борьба (взаимодействие) православных и языческих начал в русской духовной культуре средневековья сведена к констатации следующих двух векторов развития: официального, канонического направления (государственные акты, Кормчие книги и т.п.) и полемического направления, требующего философского размышления и мастерства владения ораторским искусством (послания, поучения, церковная проповедь и т.п.). «Взаимодействие» Православия и язычества, содержащее в себе обоюдные процессы вытеснения и замещения народных и христианских верований друг другом, созидая новые пространства духовного творчества, намечало контуры нарождающейся русской духовной культуры.


Об авторе

А. И. Симонов
Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжском федеральному округу
Россия

к.филос.н., главный государственный инспектор

Сфера научных интересов: философия культуры, история русской философии, отдельные аспекты философии религии

603006, г. Нижний Новгород, ул. Варварская, д. 32



Список литературы

1. Азбукин М. Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе // Русский филологический вестник. Варшава, 1892. № 3. С. 133-153; 1896. № 2. С. 222-272; 1897. № ½. С. 229-273.

2. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1914. 386 с.

3. Барсов Н.И. Русский простонародный мистицизм: Сообщение, читанное в Этнографическом отделении Императорского Русского географического общества 13 мая 1869 г. Николаем Барсовым. СПб.: Типография Департамента уделов, 1869. 64 с.

4. Бенешевич В.Н. Древне-славянская кормчая 14 титулов без толкований. Т. 1. Вып. 1-2. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1906. 464 с.

5. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 408 с.

6. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси: в 2-х тт. Т.1. Харьков: Епархиальная типография, 1916. 388 с.

7. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 2. Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе. М.: Печатня А. Снегиревой, 1913. 308 с.

8. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М: Советская Россия, 1985. 128 с.

9. Карпов А.В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках. СПб.: Алетейя, 2008. 184 с.

10. Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы. М., Л.: Издательство АН СССР, 1952. 240 с.

11. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Ученые записки Тартусского университета. Вып. 414. Труды по русской и славянской филологии. Тарту, 1977. С. 3-36.

12. Лушников А.А. «Попове и книжници». Образ священника в антиязыческой дидактической литературе Древней Руси XI-XIII вв. // Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. 2017. Вып. 8. С. 18-28.

13. Мусин А.Е. К характеристике русского средневекового мировоззрения (проблема «двоеверия»: методологический аспект) // Реконструкция древних верований: Источники, метод, цель. СПб.: ГМИР, 1991. С. 70-72.

14. Носова Г.А. Язычество в Православии. М.: Наука, 1975. 152 с

15. Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. М.: Типография Г. Лиссикра и Гешкля, 1897. 520 с.

16. Пономарёв А.И. Литературная борьба представителей христианства с язычеством в Древней Руси: отзыв о сочинении М. Азбукина «Очерк литературной борьбы представителей христианства с остатками язычества в русском народе (XI-XIVвв)», представленном на соискание премии митрополита Макария // Христианское чтение. 1902. № 8. С. 241-258.

17. Пономарёв А.И. Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. Вып. 3. СПб.: Типография СПб. Акцион. Общ. Печ. дела «Издатель». 1897. 330 с.

18. Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. М.: тип. Акад. наук, 1890. 471 с.

19. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. 610 с.

20. Савельева Н.В. «Слово о твари и дни, рекомом неделя» в Софийском сборнике // Труды отдела древнерусской литературы. СПб.: Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН. 2010. № 61. С. 443.

21. Сперанский М.Н. Славянские апокрифические евангелия. М.: Т.-во тип. А.И. Мамонтова, 1895. 147 с.

22. Тихонравов Н.С. Летописи русской литературы и древности. Т. 1-5. М.: Типография Грачева и Коми. 1859-1863. 204 с., 118 с., 96 с., 112 с., 148 с.

23. Трубачёв О.Н. К истокам Руси. Народ и язык. М.: Алгоритм, 2013. 154 с.

24. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.). М.: Гнозис, 1994. С. 4-30.

25. Щапов А.П. Смесь христианства с язычеством и ересями в древне-русских народных сказаниях о мире // Православный собеседник. 1861. Часть 1 (апрель). С. 249-283.

26. Щапов А.П. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. СПб.: Издание М. В. Пирожкова, 1906. 803 с.


Для цитирования:


Симонов А.И. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СО-БЫТИЯ ХРИСТИАНСТВА И ЯЗЫЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТОВОЙ ПРАКТИКИ. Концепт: философия, религия, культура. 2019;(4):86-102. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-86-102

For citation:


Simonov A.I. THE MAIN ASPECTS OF CO-EXISTENCE OF CHRISTIANITY AND PAGANISM IN THE CONTEXT OF ANCIENT RUSSIAN SPIRITUAL CULTURE AND CULT PRACTICE. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(4):86-102. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-4-12-86-102

Просмотров: 347


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)